Врез

В нашей области наконец-то нашла признание самоотверженная деятельность людей, чей труд по охране окружающей среды сберегает для нас возможность наслаждаться природными богатствами края, защищает наше здоровье и будущее новых поколений. В день эколога, 5 июня, на заседании Правительственной комиссии по экологии был награжден званием “Заслуженный эколог” человек, знакомый нашим читателям по ярким публикациям – Мирошников И. П. Благодарственное письмо вручено Авдоничеву С. В. Почетными грамотами награждены Зонов К. А., Капков Б. Б., Беркутов А. Е., Суфиярова Р. Т., Савиных В. В. Мы попросили Ивана Петровича Мирошникова рассказать о своей природоохранной деятельности.

В деле охраны окружающей среды нашей области моему поколению , а также поколению чуть старше и чуть помоложе выпала удивительная судьба, можно сказать, уникальная. Люди эти годами и даже десятилетиями занимались экологическими проблемами Ульяновской области на общественных началах, т.е. практически бесплатно. Обладали они умением сказать, умением написать, умением убедить, умением организовать. Одного они не умели – быть равнодушными.

Все российское общество охраны природы, а в области – областной Совет его, объединяло этих людей. 20 лет я был в составе Совета. Штатных работников в нем было 2-3 человека, остальные работали на общественных началах. Я был председателем секции охраны недр (я геолог, начальник геологической экспедиции) таких секций в составе Совета было около десяти. Соответственно, и председателей секций. Одним из них был Кублик В. А. – нынешний министр лесного хозяйства и охраны окружающей среды области.

Были и другие центры притяжения таких людей – средства массовой информации. Этим людям нужен был выход на население области. Напомню: в областной газете “Ульяновская правда” тогда выходила ежемесячная природоохранная страница “Родники” (создатель ее – замечательный человек Малинина Р. А.), в областной молодежке (“Уьяновский комсомолец”) – “Горицвет”, на областном телевидении – тележурнал “Мы и природа” (создатели его и постоянные творцы Радова М. Ф., редактор и Шпоркина Д.Г., режиссер), на областном радио – журнал “Родная природа” (Радова М. Ф.). В каждом районе области в газетах выходили природоохранные страницы, а на районном радио тема охраны природы была постоянной. О чем вели речь эти люди? Об экологических проблемах области, о своем видении путей их разрешения, о чрезвычайном факте: в огромной стране (тогда СССР) экологическими проблемами занимается общественность, а не государство.

Складывалась новая общественная сила, которую потом назовут природоохранной общественностью. То, что происходило у нас в области, было лишь фрагментом общего процесса. Один пример всем, думаю, известный: именно эта сила остановила проект поворота сибирских рек на юг и целый ряд других проектов, экологические последствия которых не были проработаны. Именно эта сила начала войну против Минводхоза СССР, которое тратило миллиарды из госбюджета, само проектируя, само проводя экспертизу проектов, само стоя, само принимая у себя работу, вводя в строй объекты, порой с ужасающими экологическими последствиями. Одним из проявлений сказанного у нас в области была под маркой мелиорации земель, распашка пойм малых рек. От этой мелиорации поймы и сегодня не могут отойти.

Сила общественного напора была такова, что правительство страны вынуждено было принимать решение о создании государственной Службы экологического контроля. В октябре 1988 года был организован Ульяновский областной комитет по охране природы.

Таким образом, мое поколение (а это сотни, если не тысячи людей в области) оказалось на уровне требований времени и его вклад в борьбе за создание государственной экологической службы в области трудно переоценить.

Судьба поколения в деле охраны окружающей среды на этом не прервалась. За 20 лет напряженной работы по улучшению экологической обстановки в области эти люди приобрели ценный опыт, многому научились и оказались кадровым резервом облкомитета по охране природы.

Председатель комитета Арефьев В.Н. – представитель партийно-советской элиты области – был назначен сверху. Аппарат же комитета прошел жесточайший конкурсный отбор. При этом отбирала не конкурсная комиссия, а та самая природоохранная общественность на своем общем собрании. А далее кипящий котел тяжелой повседневной работы. Во-первых, создание коллектива комитета, а для меня – подбор государственных инспекторов, моих единомышленников, моей опоры. Это сейчас их немного, а тогда их было около 50 человек. Задача стояла из сложнейших: самому учась (я не родился главным госинспектором) и работая, учить других. Потом – новая стадия: нужно было создавать экологические службы на предприятиях. И, как обычно, выручают люди природоохранной общественности, люди моего поколения. Их нужно учить новой работе, их нужно держать в постоянном “природоохранном тонусе”. Отсюда – постоянные семинары в комитете: то со своими, то с работниками предприятия.

Решалась главная задача: и руководство области, и руководство предприятий и каждого ульяновца повернуть лицом к массовым экологическим проблемам области. И тут мое поколение, мои коллеги оказались на высоте.

Отдадим должное и областным властям. Руководство (не все, конечно) чувствовали ситуацию в стране и вовремя реагировали на нее. Пример: на одном из известных субботних бдений Ю. Ф. Горячев поставил меня на трибуну (нам только что ввели форму) и предложил:

-Изложите основные экологические требования к городам, селам, предприятиям.

В 3-4 минуты я это сделал. И прозвучали его знаменитые слова:

-Это не он, а я вам говорил. Понятно?

И ничего не надо более. Приходим на любое предприятие, приезжаем в любой город или район – встречаем полное понимание и поддержку. Спасибо вам, Юрий Фролович, за вашу ту своевременную мудрость.

Список дел, осуществленных комитетом по разрешению экологических проблем области весьма велик. Вот хотя бы главное: радиометрическая съемка (вертолетная) территорий Ульяновска и Димитровграда, а также 30 км зон вокруг этих городов (итоги работы и сегодня злободневны), исследование и посильное разрешение проблем Куйбышевского гидроузла, реальная экологическая оценка сельхозпроизводства в Ульяновской области (тугой узел экологических проблем), перевод всех промышленных и сельскохозяйственных предприятий области на экологические рельсы, исследование и решение проблем бытовых и токсичных отходов.

Со временем руководство страны и, соответственно, руководство области осознали, что хорошо поставленный действенный экологический контроль – штука острая! Мало того, что он сам не дешев, но и способен остановить ход реализации любых проектов, если они плохо экологически проработаны (а это время, а это дополнительные средства и немалые). Вспомните недавний пример – обход нефтепроводом озера Байкал. Поэтому началась почти сразу же реорганизация структуры. За 13 с лишком лет моей работы в комитете не было ни одного года, когда каких-либо преобразований не было. В итоге служба подошла к ее нынешнему состоянию, оценивать которое я не имею права. С 2002 года я на пенсии. Людей природоохранной общественности того поколения в службе все меньше и меньше. Но они держатся.

В последние лет 10 жизни меня постоянно преследует мысль, что огромная работа по улучшению экологической обстановки в области, выполненная людьми этого поколения, общественно не осознана и должным образом не оценена. Впрочем, в конце прошлого века и в начале нового наверное было не до этого. За себя лично не переживаю. Я реалист, свою долю в этом великом деле знаю и, конечно, понимаю то, что один я ничего бы не сделал – тут труд большого коллектива коллег и единомышленников.

В конце мая вечером у меня дома зазвонил телефон. Приятный женский голос спросил: знаю ли я, что моя кандидатура выдвинута на звание “Заслуженный эколог Ульяновской области”? Самое странное, что я действительно ничего подобного не знал, но вида не подал, хотя был близок к шоку. Мне 73 год. Коллеги по возрасту знают, что уж чего-то такого особенного от жизни не ждешь. Пик уже далеко позади. Кроме родных, вряд ли ты кого-то особо интересуешь. Но если честно говорить, то шок был приятный.

Когда успокоился, мысленно согласился, что в силу ряда обстоятельств, в т.ч. конечно и личных качеств, в свое время я оказался в роли одного из лидеров природоохранного движения в нашей области. И если мне присвоено это высокое звание, значит тем самым дана высокая общественная оценка труда всех тех, кто работал рядом. С наградой и вас, мои сподвижники! И спасибо вам , коллеги , за огромный, но порой незаметный повседневный труд!

Моя благодарность за признание вклада в защиту экологии адресована, естественно, и руководству нашей области – министерству лесного хозяйства и охраны окружающей среды области, руководству предприятия, в котором нынче работаю – ОАУ “Ульяновскгосэкспертиза”. Воспринимаю это как высокую оценку труда людей моего поколения.