Как слова руководства области не становятся реальными делами.

Повод для того, чтобы посмотреть, как наше руководство выполняет им же данные обещания, появился в редакции при обсуждении очередного серьезного проекта, заявленного областью. Проект рассчитан чуть ли не на десятилетие, финансирования под него пока нет, зато уже есть заявления о планах. Стоит ли о нем писать, чтобы рассказать читателям? Или он так и останется на бумаге, как случалось уже не раз? Аргументов за «не писать», чтобы лишний раз власти не пиарить на пустом месте, оказалось больше. Вспомнился тот же областной архив, разбросанный по нескольким зданиям, хранящий документы в неподходящих условиях, о котором чиновники упорно отчитываются, что все в порядке.

Вместо рассказа о новом проекте мы попытались провести ревизию обещаний, заявлений и поручений губернатора и прочих руководителей региона. На полное описание ситуации не претендовали – объять практически необъятное невозможно. Но некоторые тенденции очевидны. Из года в год в области поднимаются все те же проблемы, звучат одни и те же обещания и поручения, исполнения которых так и не видно. Красное словцо подменяет дела, которыми, если верить пословице, должен быть красен человек.

Конвейер для губернатора

Губернатор в прошлом году дал 10700 поручений. Такая цифра была озвучена на одном из совещаний. В году – 365 дней. То есть за день, если считать, что глава региона работает без выходных, рождалось по 29-30 поручений. Если предположить, что трудится Сергей Морозов часов по 15 в сутки, то каждый час он отдает как минимум два поручения. А еще ведь надо, и с их исполнением разобраться, выходит настоящий конвейер, на котором работает глава области: дал поручение, проверил бумаги по выполнению другого, дал еще одно, проверил второе – так и год прошел.

Но если к поручениям, о которых сообщает пресс-служба и узнают журналисты, присмотреться, обнаружится, что конвейер не очень эффективен: одно и то же повторяется из года в год.

К примеру, больная тема тарифов на ЖКХ. Наверное, уже никто и не помнит, но в начале губернаторства Сергей Морозов обещал с тарифами разобраться. Даже их общественные проверки планировалось проводить. Затем было поручение провести экспертный аудит, затем – еще одно. А однажды Сергей Морозов потребовал от мэрии Ульяновска снизить норматив на холодную воду, чтобы облегчить жизнь населению. Норматив теперь собираются повышать, а проверки установления тарифов в муниципальных образованиях проводятся регулярно. С одним результатом – выявлением все тех же недостатков.

Еще одна тема, по которой дается немало поручений, – благоустройство. Ульяновск в город-сад, по задумке губернатора, превращается уже не первый год, да все никак не превратится. А многие конкретные объявленные планы остаются на бумаге. Так, парк Дружбы народов должны были благоустроить национальные диаспоры, в центре Ульяновска обещали поставить «денежное дерево», пойму Свияги облагородить, а в Барыше и вовсе установить копию Эйфелевой башни.

Может быть, и хорошо, что некоторые из этих обещаний в жизнь не воплотились. Но зачем их подавать как факт? «Парк Дружбы народов благоустроят силами национальных диаспор», «в течение этого года в областном центре будут установлены памятные знаки: «Обручальные кольца» на Венце, «Денежное дерево» у Центрального банка, также на центральной улице города появятся декоративные скульптуры на литературные темы», «авиационная тема станет ведущей в благоустройстве Заволжского района», «модели самолетов разных эпох поставят на площадках около автозаправочных станций, которые расположены вдоль автомобильной трассы «Ульяновск-Димитровград» – это только несколько утверждений, вошедших в пресс-релизы облправительства на тему благоустройства. И где же авиационная тема в Заволжье? Там сиротливо стоит указатель в виде самолетика на повороте с Димитровградского шоссе на улицу Жуковского. Получается, об идее отчитались, даже пресс-конференцию по этому поводу провели, материалы в СМИ положительные увидели, и дело забросили, чтобы за что-то новое схватиться и его до конца опять не довести.

Такие же утверждения регулярно выдавались и по более серьезным, чем благоустройство, темам. К примеру, места в детских садах. «Реализация областной программы «Развитие дошкольного образования» в 2008 году позволит закрыть очередь на места в детских садах региона на 85 процентов», – радовал жителей области очередной пресс-релиз. К следующему году он обещал проблему мест в детских садах снять полностью. Итог – с прошлого года в Ульяновске очередь в детские сады выросла с 10 до 14 тысяч детей.

Гости из будущего

Отдельная история – выполнение соглашений с другими странами и городами. С тремя десятками стран за последние четыре года были установлены дружеские контакты и подписаны соглашения о сотрудничестве. Представители большинства из них побывали у нас с визитами, некоторые – и не один раз, а потом и наши делегации в гости к себе приглашали.

Гонконг, Италия, Белоруссия, Чехия, Япония, Болгария, Канада, Иран, Венгрия, США, Турция, Китай, Азербайджан, Германия, Вьетнам, Венесуэла, Мексика – список можно продолжать. Каждый контакт с «гостями извне» сопровождается информацией вроде «Ульяновская область будет развивать сотрудничество с Гонконгом», «в рамках сотрудничества с Ульяновской областью Чешская Республика предлагает построить в регионе порядка 10 новых предприятий», «заключения трех-четырех контрактов следует ожидать уже в ближайшее время», «между Ульяновской областью и Боливарианской Республикой Венесуэла в ближайшее время будет налажено тесное сотрудничество». С Петербургом, оказывается, было подписано соглашения с конкретными планами сотрудничества на 2008-2013 годы. Правда, информации об их выполнении так и не появилось. Как и о дальнейшем развитии контактов с большинством подписавших соглашения иностранных государств.

Совет, да забудь

Еще один популярный в регионе метод решения проблем – создание по ним специальных советов. Их при губернаторе должно работать как минимум 20. Совет по научно-технической и инновационной политике, по инвестициям, по реализации государственной кадровой политики, по реализации национальных проектов, юридический, по вопросам государственного финансового контроля, правовой, по ЖКХ, общественно-политических партий, глав поселений, по развитию предпринимательства, отцов, по патриотическому воспитанию населения, по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и так далее. Оказывается, даже общественное собрание области когда-то было создано.

Казалось бы, уж если по какой-то проблеме собрали целый совет, она должна точно решиться. Но о заседаниях большей части советов давно нет никаких новостей.

Зато регулярно глава региона выдает громкие новости на всяческих совещаниях. К примеру, обещает уволить всех, кого только можно. Но те, кого критикует губернатор, могут сильно не беспокоиться, ведь реальных увольнений после таких громких заявлений замечено не было. Из последних примеров: когда стало ясно, что заявка области на 1,17 миллиарда из Фонда содействия реформированию ЖКХ на капремонт домов, может быть не утверждена в Москве из-за нерасторопности областных чиновников, губернатор потребовал от своего зама Владимира Козина определиться, кто за это будет лишен руководящего места. Теперь области могут дать только 560 миллионов, но и Минстрой, и сам губернатор говорят об этом, как о большом достижении, а о наказании промедливших с утверждением заявки никто не вспоминает.

Поймали на слове

Также регулярно озвучиваются идеи, которые позволяют прославиться нашим властям на федеральном уровне. К примеру, затея с повышением грамотности госслужащих. О тесте по русскому, который губернатор заставил написать подчиненных, не сообщил только ленивый. Сам Сергей Морозов прошел тогда экзамен на «отлично». Но вот на грамотности его ни тест, ни упорство по написанию буквы «ё» в официальных документах, никак не сказались. Глава региона все также говорит «понимать о том, что» и «ездию».

Впрочем, поймать губернатора можно и на словах посерьезнее, особенно если делать это во время предвыборной кампании. Если обычно обещания даются без конкретных сроков и планов, то к выборам, чтобы заработать очки, приходиться говорить конкретику. Так, в последние две выборные кампании звучали обещания сразу по нескольким социально важным для населения вопросам. Руководство региона озвучивало информацию о том, что во втором квартале 2008 года должно быть начато строительство поликлиники в Засвияжье, о том, что спортивный комплекс в Заволжье должен быть сдан к концу 2007 года, о том, что строительства многоэтажки в зеленой зоне на улице Промышленной не будет. Спортивный комплекс сдали только в этом году, строительство поликлиники снова обещают начать – уже в 2010-м. А вот жителям улицы Промышленной удалось-таки поймать главу региона на слове – стройку у них и правда запретили. Вот только, чтобы это обещание было выполнено, людям пришлось перекрывать дорогу.

Лидия ПВХТЕРЕВА