Один день с инспектором ГИБДД

Посты ДПС стоят вдоль дорог и пугают водителей радарами, потенциальными штрафами и страшными полосатыми палочками.

Кто это вообще придумал, чтобы человека, который едет по своим делам, могли вдруг ни с того ни сего остановить и потребовать документы, а то и выписать штраф? Безобразие!

На самом деле «вдруг», «ни с того ни с сего», «безобразие» и «просто так» не останавливают.

В этом корреспондент «Симбирского курьера» убедился лично, проведя день вместе с сотрудниками ГИБДД.

«Володька не удержался и газанул»

Михаил всегда пристегивается ремнем безопасности, когда едет в машине, несмотря на то, что сам работает в ГИБДД. Опасается он, естественно, не постов ДПС.

– Рука уже сама тянется к ремню. За пять лет работы такого насмотрелся, что понимаю: лучше пристегнуться. Ремень безопасности действительно может спасти.

Мы с Михаилом Котовым, автоинспектором, едем на один из постов Засвияжского района, где уже работают инспекторы ГИБДД. Патруль стоит на въезде в город, рядом с поворотом на аэропорт. Нам навстречу едет автомобиль и характерно моргает фарами: водители таким образом предупреждают друг друга, что надо сбавить скорость до положенной, а то оштрафуют.

– Да не надо меня предупреждать, – смеется Михаил, – я и так знаю, что там пост.

Через полчаса остановленный за превышение скорости водитель сокрушается с улыбкой на лице, что «народ у нас некультурный – даже не «моргнул» никто». Так что нужно еще угадать, кого предупреждать.

Движение здесь достаточно оживленное.

У дороги – остановлены две машины. Один водитель не прошел вовремя техосмотр и теперь вынужден на время расстаться с автомобильными номерами. Рядом другой ждет, пока инспектор заполнит протокол. Его пассажир жует мороженое и сокрушенно бормочет, что «Володька не удержался и таки газанул именно в этом месте».

В это время инспектор дорожного движения объясняет мне устройство радара и даже дает «пострелять» – так называют процесс проверки скорости мчащихся по дороге машин. Нажимаю на кнопочку и смотрю на экране число – нормальная скорость, не нарушает водитель (на снимке). Потом мне, облаченному в жилет ДПС и с жезлом в руках, позволили остановить трактор. Что ж, трактор так трактор. У трактористов тоже права должны быть.

Конечно, просто так тормозить не будут.

В ГИБДД рассказали, что совершается очень много угонов. Естественно, от сотрудников требуют внимания, дают визуальные характеристики угнанных машин, например, красная «десятка» с тонированными стеклами.

Вот и останавливают водителей на таких машинах. А иначе – как поймать преступников?

Нарушение скоростного режима – это не просто повод, чтобы выписать штраф. Большинство ДТП происходит именно из-за того, что водители «опаздывают на совещание» и никак не могут ехать медленнее. Ну да, какой русский не любит быстрой езды? Однако скоростные ограничения придуманы не ради шутки. Не стоит пренебрегать правилами.

Догнали угонщика с заложником-таксистом

Работать гаишником непросто. Одна смена длится 12 часов – с 7.00 до 19.00 (либо наоборот). Инспектор не сам выбирает место, где ему встать с радаром и жезлом. Перед тем, как заступить на пост, нужно появиться в здании областной ГИБДД, где выдают отличительные знаки, оружие. Здесь ответственные по батальону проводят инструктаж, делают «развод» – распределяют инспекторов по местам. Кроме того, дается информация о совершенных преступлениях за прошедший день и выдается описание автомобилей, задействованных в происшествиях. Затем в классе службы происходит построение, где проверяется готовность сотрудника заступить на пост. Остается только медосмотр – и дорожный часовой готов к службе.

Естественно, эта долгая процедура – не самое сложное в работе милиционера. Самое сложное – на посту. Такая уж работа, что постоянно приходится сталкиваться с правонарушителями, из которых далеко не все улыбчивы и доброжелательны. Водители часто игнорируют требование остановиться. В таких случаях гаишникам приходится срываться с насиженного места – в погоню. Михаил рассказал об истории, случившейся полгода назад.Одна машина на бешеной скорости пронеслась через железнодорожный переезд. Естественно, стоявшие на посту милиционеры заподозрили: что-то тут не так, тем более что автомобиль выскочил на встречную полосу, а на поднятый жезл водитель никак не отреагировал. Организованная погоня завершилась только в тот момент, когда нарушителю было предъявлено последнее предупреждение. Оказалось, он изрядно пьян, автомобиль угнал, а пассажир, сидевший рядом, – владелец машины, таксист, которого везли на расправу. В тот раз нарушитель хотя бы физического сопротивления не оказывал. Некоторые же совершенно не желают просто так расставаться с правами (машиной, свободой, деньгами – нужное подчеркнуть). Так, один нарушитель – тоже в нетрезвом виде – во время составления протокола кусал инспектора за руки. В селах были случаи, когда оборонять остановленную машину выбегали с вилами.

Что и говорить, опасная служба у инспекторов ГИБДД. Еще одним доказательством может служить и тот всем памятный случай, когда двух инспекторов расстреляли из автомата. В тот день всю милицию подняли по тревоге – неважно, выходной это был для кого-то, или нет. Работали в авральном режиме, почти без перерывов. Преступников, как известно, задержали через время.

С поста инспектор возвращается в областную ГИБДД, где сдает оружие, отличительные знаки, а также все протоколы, которые тут же регистрируются.

Пистолет и сирена

Многие не выдерживают тяжелой работы и увольняются. Впрочем, это случайные люди, и уходят они в течение первого года службы, рассказывает Михаил.

– Считают, что на этой работе можно разбогатеть за короткий срок, ездить исключительно на джипах, пить исключительно виски в дорогом ресторане. Это ерунда. Зарплата в ГИБДД не очень большая, а работа сложная. Через несколько лет обнаруживаешь целый букет болезней. Оно и понятно стоишь у дороги, а там постоянно выхлопные газы, плюс ко всему стоять надо весь день, невзирая на погоду. Холод ли, жара ли – ты на посту следишь за движением.

Поэтому случайными людьми Михаил называет не только тех, кто приходит за наживой, но и «романтиков»: – Некоторые приходят к нам и думают, что вот сейчас они начнут останавливатьвсех направо и налево, гоняться за кем-то, стрелять. Планируют моментально стать героями. Все не так. Романтики тут мало, тем более что никто не стремится воевать, все конфликты в первую очередь стараются разрешить мирным путем. Пистолет и сирена – это уже экстренные меры.

Конечно, есть и взяточники. Только замечают их почему-то только у нас, – с некоторой обидой подытоживает Михаил.

Что же получается? Романтики нет, денег тоже много и быстро заработать не получится, а тут еще трудности на каждом шагу?

– И тем не менее, работой довольны? спрашиваю.

– Да. Работа на самом деле интересная.

Постоянно какие-то новые ситуации, не знаешь, чего ждать от следующего дня. Приходится часто общаться с людьми. Вот водители, например, порой сами заводят разговор.

Могут рассказать какой-нибудь случай. А еще многие, если нужно узнать, например, дорогу, к кому подъезжают? К ДПС. Или когда в городе у кого-нибудь что-нибудь украдут, ведь люди не побегут искать участкового, если рядом есть инспектор ГИБДД. Однажды так смогли задержать преступника, сорвавшего с бабушкиных ушей серьги. Просто он от нее мимо поста убегал. А вот не было бы ДПС – не поймали бы с поличным.

Сергей ГУРЬЯНОВ.