Бюджет
Согласно данным Минрегионразвития Российской Федерации объемы доходов региональных бюджетов в среднем сократились к началу июня на 5%. В 11 регионах сокращение доходов составило более 15%. По оценке специалистов по России сокращения поступлений в бюджеты всех уровней в 2009 году могут составить не менее 18 %.
В неблагополучном списке находится и Ульяновская область.
По мнению губернатора Сергея Морозова сегодня есть два выхода из создавшейся ситуации. Это либо существенное сокращение бюджетных расходов, либо увеличение объемов ресурсов для решения стратегических задач.
Сокращать бюджетные расходы есть за счет чего, даже не прибегая к сокращению расходов на социально значимые нужды. В 2008 году в Ульяновской области были признаны не эффективно израсходованными: в здравоохранении 565 миллионов рублей, по линии ЖКХ области около 200 миллионов рублей, в областной системе образования более 100 миллионов рублей. В итоге, вместе с другими менее значительными суммами, в области признаны не эффективно использованными более одного миллиарда рублей.
Сокращение не эффективных расходов бюджета и поиски дополнительных ресурсов для решения стратегических задач сегодня особенно важны, поскольку федеральное правительство уже начало работу над бюджетом 2010 года. Еще на первом этапе этой работы было заявлено, что 2010 год неизбежно будет очень тяжелым в финансовом плане. Сегодня в правительстве РФ видят выход в сокращении бюджетных расходов, прежде всего за счет уменьшения помощи регионам. Правда, федеральные власти уверяют, что подобные сокращения не коснутся защищенных статей бюджета.
Например, планируется помощь со стороны государства отдельным категориям граждан заменить адресной социальной помощью. Это очень напоминает ситуацию 90-х годов прошлого века. Тогда адресная помощь была прописана в целом букете законов. Но до тех, кто должны были ее получать, она чаще всего доходила далеко не в том виде, в каком предписывал закон.
Можно найти примеры из более близкой современности истории. Вспомним, хотя бы, чем закончилось введение согласно пресловутому 122-му закону монетизации льготного дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). По сути, это и есть один из вариантов адресной помощи в российском исполнении. Несколько лет власти предпринимали бесплодные попытки наладить работу системы по обеспечению нуждающихся в ДЛО. Сами нуждающиеся были обречены порой на невыносимые муки, поскольку часто оставались вовсе без лекарств. Наконец, на расширенной коллегии Минздрава РФ в апреле прошлого года было признано, что переход на монетизацию льгот, осуществленный в 2005г., был ошибкой. Было принято решение отказаться от этой системы обеспечения льготников лекарствами. Произойти, согласно прошлогодним планам, это должно было в 2010 году. О том, какая система будет применена в условиях нынешнего экономического кризиса для обеспечения льготников лекарствами, власти пока вообще ничего не говорят.
Региональные и муниципальные власти, начиная с 2010 года, возможно, ожидают свои неприятности. В правительстве РФ уже пообещали, что будет применяться практика введения временных администраций. Сейчас, по закону, для введения временной администрации в том или ином регионе требуется, чтобы имелась 30-ти процентная задолженность бюджета региона или муниципального образования по социальным выплатам. Начиная с 2010 года федералы намерены планку опустить до 10-ти процентов.
В таком случае региональные или муниципальные власти буду отстранены от управления бюджетными средствами. Это и есть не что иное, как введение внешнего управления или самый последний шаг перед отставкой руководства регионом.
Игорь Светов