Главной достопримечательностью Ульяновска, как ни крути, остаётся делящая город надвое могучая Волга. Но с каждым годом всё меньше и меньше остаётся свидетелей того, какой наша великая река была раньше…

Мы вспоминаем не о седых временах, когда Волгу ещё называли на греческий манер -Ра или на древнерусский лад – Итиль. Мы говорим о совсем недавнем прошлом – середине 20-го века, когда кишащую рыбой реку-кормилицу человек задумал превратить в пресное море, которое должно было не просто существовать, а работать.

ВодоХОРОНИЛИще

В 1955 году в районе города Тольятти на Волге началось строительство плотины для Волжской гидроэлектростанции. Спустя два года на дне “полезного и современного” рукотворного моря оказались более 700 сёл и небольших городков, ранее располагавшихся на протяжении 500 километров по берегам реки. Уровень воды в Волге около Ульяновска поднялся на 22 метра! А ширина реки, вместо километра, увеличились до трёх. Интересно, что раньше Волга и текла гораздо быстрее. Так, до строительства плотины от города Рыбинска (Московская область) до Волгограда вода шла 50 дней, а сейчас от истока до устья этот путь занимает в 10 раз больше времени.

Со строительством Куйбышевского гидроузла и плотины затопленная пойма реки стала наполняться быстро накапливающимися вредными веществами. Резко ухудшилась самоочищаемость воды, и донный ил, который раньше удобрял пойменные и заливные луга в весеннее половодье, теперь задерживается в водохранилище и откладывается на дне. Изменился растительный и животный мир. Построенная плотина преградила путь миграции рыб из Каспийского моря к местам нереста, что привело к исчезновению ценных промысловых видов – севрюги, белуги, осетра, белорыбицы, каспийского лосося, каспийских сельдей, каспийской миноги.

Спустя полвека экологи уже говорят о заметной смене поволжского климата, который стал больше походить на приморский.

Ради чего все эти жертвы? Как бы нелогично это ни звучало – ради нашего же блага. Ведь основным назначением водохранилища считалась выработка электроэнергии и развитие судоходства.

Смытые с лица земли

Сегодня можно задуматься, насколько оправданными были подобные эксперименты над природой и людьми. Сейчас мы хотим рассказать лишь несколько историй сёл, затопленных во время строительства Волжской ГЭС.

Село Ерзовка Чердаклинского района попало в зону затопления одним из первых. Небольшой посёлок с красивой пристанью, рыболовецкими хозяйствами и заливными лугами ушёл под воду буквально за несколько часов. Виктор Лямаев вспоминает, как его мама рассказывала о тех событиях:

– Это было настоящей бедой. Целыми сёлами людей выгоняли с насиженных мест, с родины, заставляли бросать дома… Больше всего страдали зажиточные сельчане, ведь если при раскулачивании им оставляли жильё, то при затоплении перевезти дома успевали только бедняки, которые жили в деревянных срубах. Остальных “затопленцев” селили в общежития. Но и это не самое страшное. Люди не могли простить властям, что воду пускают на кладбища, где покоились целые поколения их предков. В деревнях стоял настоящий вой! И по сей день в районе Архангельского, возле Красного Яра, Новоульяновска, в Старомайнском районе каждую весну река выносит на берег и размывает на склонах человеческие останки и фрагменты гробов с затопленных кладбищ.

Впоследствии жители ушедших под воду сёл – Архангельского, Ботьмы, Сосновки и Ерзовки, работавшие в местном рыбколхозе, образовали между Верхней Часовней и новой деревней Алексеевкой посёлок Рыбацкий, а часть ерзовцев переселилась в Чердаклы. Прогрессивные идеи и сила стихии не пощадили не только кладбища, но и культурные памятники, а также храмы на затопляемых территориях. Над селом Головкино Ставропольского уезда Симбирской губернии (ныне Старомайнского района Ульяновской области) теперь тоже плещутся волжские волны. А между тем три столетия назад там находилась одна из самых богатых усадеб Поволжья, принадлежавшая графу Ивану Григорьевичу Орлову – старшему брату фаворита императрицы Екатерины Второй Григория Орлова. Огромное имение было пожаловано ему в 1764 году самой императрицей за участие в перевороте, после которого Екатерина стала российской правительницей. В 1767 году во время своего путешествия по Волге поместье Орлова в Головкине посетила сама государыня.

Как-то во время отлива на берегу Старомайнского залива, в районе которого раньше стояла усадьба, журналисты “МГ” наткнулись на фундамент старинного здания, сплошь усыпанный глиняными черепками и железной утварью. Тут же на глаза нам попались и старинные щипцы для сахара. Как знать, возможно, именно этим прибором служанка подавала сласти самой государыне во время её визита к князю Орлову…

Помимо всего прочего, усадьба славилась прекрасным храмом. Официально и усадьба, и храм были снесены перед тем, как в 1956 году Головкино попало в зону затопления. Но среди местных жителей ходит легенда, что рушить церковь перед затоплением рабочие всё же не решились, и теперь раз в год она, совсем как загадочный град Китеж, являет свои купола над поверхностью Старомайнского залива.

Ушло под воду и село Никольское-на-Черемшане нынешнее в Мелекесском районе унаследовало лишь название) – в 18 веке оно считалось центром дворянской культуры. Богатый симбирский помещик Николай Ду-расов прославил свою вотчину на всю Россию крепостным театром, представления которого приезжали’ посмотреть даже из столицы.

К слову, в начале 19 века, после смерти Дурасова, поместье купила семья будущего писателя Сологуба. Но новые владельцы приезжали в Никольское только летом, а всеми делами богатого имения заправлял отец будущего писателя Григоровича Василий.

Сейчас сложно судить, насколько было оправданно строительство ГЭС, сопровождаемое такими жертвами. Нам остается только всеми силами поддерживать экобаланс Волги и учиться на ошибках прошлых поколений.

Куйбышевское водохранилище образовано в результате запруживания стока реки Волга у города Тольятти плотиной гидроэлектростанции им. Ленина в 1955-1957 г.г. Оно рассчитано на сезонное регулирование стока: ежегодное заполнение весной, а затем в течение года происходит спуск воды для выработки электроэнергии.