На этой неделе завершилась вторая волна ЕГЭ. Сдав экзамены, выпускники спешат воспользоваться правом подавать документы сразу в несколько вузов и на несколько специальностей. А областное министерство образования составляет рейтинг школ, чтобы родителям было понятно, где их ребенка научат лучше сдавать единый государственный. Без аттестатов ЕГЭ в этом году область прошла лучше, чем в прошлом. В 2008 году минимальный порог по обязательным для получения школьных аттестатов русскому языку и математике не преодолели свыше 20 процентов выпускников. Этой весной русский язык не сдали около 6,8 процента, математику – около 8 процентов школьников. Не прошедшие сразу один из двух обязательных предметов имели право попытаться пройти экзамен еще раз. В итоге из школ со справками вместо аттестатов вышли 319 выпускников. За их судьбой, говорит начальник отдела общего образования Минобразования области Валентина Савченко, должны пристально следить органы местного самоуправления: «Сейчас проводится мониторинг. Еженедельно муниципальные органы управления образования предоставляют сведения конкретно по каждому ребенку, по тому, как он определяется в дальнейшем. У него есть варианты поступить в учреждения начального среднего профобразования с аттестатом об основном общем образовании, то есть за 9 класс, или пойти в учреждение начального и среднего профобразования на курсы, которые длятся от 1 до 10 месяцев, с получением рабочей профессии». После курсов, по словам Савченко, по 131-му Федеральному закону, органы местного самоуправления обязаны будут ребенка трудоустроить. Какой путь выбрали для себя около девяти тысяч выпускников школ этого года, власти будут проверять с 1 по 15 сентября в рамках межведомственной операции «Занятость». Тогда-то и выяснят, все ли выпускники без аттестатов устроены, и какова судьба тех, кто аттестаты получил. Знания смыло первой волной Кроме обязательных русского и математики, в форме ЕГЭ в этом году принимали еще 11 предметов: информатику, биологию, географию, литературу, английский, немецкий, французский, химию, обществознание, физику и историю. Эти экзамены сдавали уже в качестве вступительных. Пройти их пришлось не только выпускникам этого года, но и выпускникам прошлых лет, собравшимся продолжить образование. Хотя выпускники прошлого года имели право предоставлять в вузы сертификаты по ЕГЭ за предыдущий год, но случаев таких пока не было. Сертификаты ЕГЭ за год 2009-й будут действительны до декабря 2010-го. То есть и в следующем году нынешние выпускники смогут ими воспользоваться для поступления. Но пока подводятся окончательные итоги ЕГЭ этого года. Сдавали экзамены в две волны. Вторая завершилась в пятницу. В ней участвовали выпускники прошлых лет и выпускники учреждений начального и среднего образования, которые не попали в первую волну. Кроме того, по итогам первой волны министерство образования и науки России, разрешило выпускникам школ попробовать сдать во второй волне те предметы по выбору, которые они не сдавали в первый этап экзаменов. Сделано это, чтобы ученик, в спешке определившийся с будущим местом поступления, мог расширить список пройденных вступительных экзаменов. В первой волне сумма участников по всем экзаменам составила больше 32 тысяч. Принять участие во второй решили 2020 человек. Итоги второй волны на момент подготовки материала полностью готовы еще не были. Но, как отмечает Валентина Савченко, в целом ее результаты оказались ниже итогов первой волны. Видимо, те, кто имел хорошие знания, не стали дожидаться второй волны испытаний, чтобы их проверить. Итоги же первой волны радуют в сравнении с показателями по стране. И в целом по России, и по региону хуже всего прошел экзамен по географии. Но если по стране с ним не справились 19,9 процента сдававших, то по области -11,3 процента. Лучше всего и область, и страна сдали французский. По России всего 2,3 процента участников этого экзамена не преодолели минимальный порог баллов, а в регионе все участники смогли его превысить. Правда, было их всего 9 в первой волне и один – во второй. «Черный список» школ Оценок за ЕГЭ в этом году не ставили. Но полученные баллы позволили Минобразования выделить по области школы, добившиеся лучших или худших результатов. Информация о результатах этого мониторинга выложена на сайте министертсва по адресу www.minobr.ulgov.ru. Воспользоваться ею могут родители школьников при выборе учебного заведения для ребенка – вопросы о таком рейтинге в Минобразования от них уже поступали. Согласно информации министерства, 100-балльные, то есть безошибочные, результаты по русскому языку показали 7 выпускников. Это ученики гимназии №33, лицея №90, школ №9 и 81 Ульяновска, лицея при УлГГУ, городской гимназии Димитровграда и школы села Студенец Кузоватовского района. А вот один из выпускников школы №65 Ульяновска, единственный в области, сдал русский с нулевым результатом. С математикой хуже – 0 баллов получили аж 27 участников экзамена. Наибольшее число нулевых результатов показали выпускники вечерней школы №6. Зато пять ульяновских выпускников набрали 100 баллов и по этому предмету. Это ученики лицеев №20, №38, школы №10 и городской гимназии Димитровграда. Литературу на 100 процентов сдали две выпускницы средней школы №6 и лицея №20 Ульяновска. В целом средний балл по математике и русскому по области составил 47. Школы Старокулаткинского, Базарносызганского, Радищевского районов и Димитровграда показали результаты выше среднего. Заметно ниже среднего результаты по обязательным экзаменам получили школы Вешкаймского, Инзенского и Майнского районов. Учебными заведениями, выпускники которых лучше всех сдали математику и русский, стали городская гимназия и многопрофильный лицей Димитровграда, гимназии №1, 3, 33 и 79 Ульяновска, лицеи №38 и 20 Ульяновска. Но есть в числе лидеров и обычные школы. Это ульяновская школа №28, Дмитриевская средняя школа Радищевского района и Старокулаткинская средняя школа №1. Без подлинника в вуз не возьмут Результаты этого мониторинга станут темой отдельного разговора с учителями, руководителями школ и работниками муниципальных управлений образования на августовских совещаниях. Пока же школы ждет разбор полетов, выпускники делают первые шаги во взрослую жизнь и выбирают, где же они хотят учиться и на поступление куда им хватает полученных на ЕГЭ баллов. Несколько человек со своими результатами по ЕГЭ не согласились. Больше всего апелляций в первой волне, рассказывает Валентина Савченко, было подано по русскому языку. Их оказалось 98. По остальным предметам претензий со стороны участников оказалось меньше. «Полностью отсутствовали апелляции по процедуре проведения ЕГЭ, все касались выставленных баллов. Те, в которых речь шла о частях «А» и «В», комиссией сразу были отклонены, так как это компьютерная обработка на уровне федеральных органов. На уровне региона мы рассматриваем только часть «С». Порядка пяти процентов апелляций были удовлетворены – на один балл результаты подняты», – поясняет Савченко. Сертификаты с результатами ЕГЭ выпускники приносят в приемные комиссии. «Абитуриентов в этом году значительнобольше, чем в прошлом. Это связано с тем, что ЕГЭ позволяет подавать документы сразу на несколько специальностей. У нас есть абитуриентка, которая решила подавать документы по полной – на 25 специальностей», – рассказывает ответственный секретарь приемной комиссии УлГУ Игорь Лутошкин. Кроме результатов ЕГЭ, вузы принимают экзамены и в традиционной форме. Пройти их имеют право абитуриенты с ограниченными возможностями, дети-инвалиды, выпускники учреждений начального профобразования, поступающие по профилю. Также для поступающих на отдельные специальности предусмотрены дополнительные испытания вузов. К примеру, в УВАУ ГА это медкомиссия и профосмотр для будущих пилотов и диспетчеров. В УлГУ это испытания для творческих специальностей. После завершения приема документов и проведения экзаменов вузы должны будут выбрать лучших из абитуриентов, которых они внесут в списки рекомендованных к зачислению. Чтобы вуз мог понять, на какую же специальность записывать абитуриента, подавшего документы сразу в несколько мест, кандидаты в студенты указывают в порядке очередности приоритетные для них места обучения. Кроме того, вместе со списками рекомендованных к зачислению будут составляться и резервные списки кандидатов. Абитуриенту нужно будет выбрать из нескольких вузов или специальностей, на которые он подавал документы и может быть зачислен, всего один вариант, а в других его место окажется свободным. Тогда его займут абитуриенты из резервных списков. Ознакомившись с этими списками, кандидаты в студенты должны будут уже сами сделать выбор места учебы, сдав подлинники документов на одну-единственную специальность. Из тех, кто документы принес, уже будут составлять списки прошедших по конкурсу. При зачислении на бюджетное обучение, чтобы предоставить в вуз подлинники документов, обычно дается всего несколько дней после опубликования списков. ЛИДИЯ ПЕХТЕРЕВА Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Hermes
"А областное министерство образования составляет рейтинг школ, чтобы родителям было понятно, где их ребенка научат лучше сдавать единый государственный."
вот, золотые слова, раскрывающие суть новой системы образования.
Раньше в школе давали знания, знания жизни, сейчас детей учат решать конкретные тесты….
ой, боюсь боюсь будущих медиков….
GoDZilla
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) уже «застолбил» себе место одной из самых обсуждаемых составляющих российского образования. И обзавелся собственным мифом, который бесцеремонно используют апологеты: ЕГЭ копирует европейские стандарты. Истоки мифа очевидны: ЕГЭ обязан своим происхождением присоединению России к Болонской конвенции. Болонская конвенция привносит в наши вузы европейские стандарты образования? Безусловно. Значит, и ЕГЭ тоже. Аргумент «так поступает все прогрессивное человечество» очень удобен. Позволяет без особых рассуждений определить противников ЕГЭ как противников прогресса. И вот Фонд общественного мнения предает гласности результаты тестирования родителей, детей и учителей: выходит, что самые продвинутые, активные, успешные родители, учителя и дети поддерживают ЕГЭ. А те, кто против, ретрограды и неудачники (или введены в заблуждение). Но на самом деле рассказы о том, что ЕГЭ копирует мировые стандарты, сильное искажение действительности. В том виде, в каком он воплощен в России, единый государственный экзамен во всех смыслах оригинальное явление. И как единственно возможный вариант поступления в вузы, и как основной критерий оценки уровня среднего образования наш ЕГЭ не имеет аналогов. И примеры тех стран, которые называют в первую очередь, когда хотят описать практику зачисления по результатам выпускных экзаменов, лучшее тому подтверждение. Так, в США есть общие тесты, что сдают абсолютное большинство выпускников школ (SAT-I), результаты которых рассылаются по вузам. Но наряду с этими тестами есть и более сложные (SAT-II), которые, как и SAT-I, являются добровольными. Можно взять пример Франции: здесь также есть экзамены одновременно выпускные и вступительные (BAC). Но их опять же несколько: тот, кто хочет стать гуманитарием, сдает одни экзамены по математике, языку и другим предметам; тот, кто хочет быть технарем, уже вторые; тот, кто планирует изучать естественнонаучные дисциплины, третьи. В Германии еще более сложная система многоэтапных экзаменов (стандартизированные экзамены здесь были, но в XXI веке они не сохранились). Только в Швеции и Норвегии можно найти максимально близкую к ЕГЭ систему испытаний. Но и в этих странах стандартизированный экзамен не такой абсолют, как у нас, и по желанию абитуриента может быть заменен экзаменом вуза. Не менее важно то, что во всех упомянутых странах единые экзамены не имеют статуса определителя уровня среднего образования и не оказывают решающего влияния на выпускные оценки. Школьные успехи и итоги тестов дополняют друг друга при поступлении в вуз. И это естественно, поскольку уровень школьного образования в просвещенных странах оценивается не по внутренним критериям, а с помощью международных программ исследования уровня образования (TIMSS и PISA), отражающих и степень усвоения материала по отдельным предметам, и так называемую функциональную грамотность умение использовать знания из разных дисциплин для решения задач. Именно неудачные показатели в международных программах становятся поводом для реформирования стандартов школьного образования. Европейцам, по всей видимости, понятно, почему нельзя давать стандартизированному экзамену статус проверяющего уровень школы: так он быстро начнет определять школьную программу, и в итоге окажется, что проверяется не то, дает ли школа знания (в идеале систематические), а то, как хорошо школа подготовила учеников к сдаче конкретного экзамена. Именно поэтому наш ЕГЭ оригинальное явление в мировой практике: он стал универсальным регулятором системы образования, завязал на себя беспрецедентное количество важных функций. Это безальтернативный вариант поступления в вузы, механизм, с помощью которого отсекаются те, кто не достоин высшего образования, основной критерий оценки школ и уровня образования в целом. При таких исходных данных ЕГЭ очень легко превращается в диктатора российского образования. И это пугает.