Сейчас в галерее Союза художников, что на Гончарова, 16, открыта выставка работ ульяновских мастеров. Среди встречающихся фамилий есть и несколько Сафроновых. На вопрос, не родственники ли они нашему «раскрученному» земляку Никасу, работница галереи отрезала: «Нет! Мы вообще не признаем этого шарлатана!». Странное дело – по отношению к Сафронову часто приходится слышать недовольные отзывы именно от ульяновцев (например, со смехом говорят, что уж очень много у него автопортретов в самой различной обстановке – этакий культ личности имени Себя) – не все готовы принять своего земляка. И если выставка Никаса была сделана с размахом – афиши по всему городу, пресс-конференции, ажиотаж, то в Художественной галерее все проходит тихо. Посетителей тут одновременно находится не очень много, но разочарованных нет.

Люди ходят по залам и внимательно осматривают работы, благо их не так мало, а уж жанровое разнообразие поражает. Много картин, выполненных самой различной техникой: работу Марины Дягилевой «Осень в Киндяковке» нужно смотреть, немного отойдя от полотна, – тогда изображение становится объемным и действительно очень красивым. Вблизи картина кажется нагромождением случайных мазков. Есть фотографически точные пейзажи, как картина Анатолия Нуждова «Осень на Свияге». Есть понятные всем пейзажи в классическом стиле а ля Левитан; понятные всем натюрморты – имеются в виду художники, работающие под знаком реализма.

Очень запомнилась картина Бузеровова «Дорога к храму» (к сожалению, это его единственное произведение, представленное в галерее). Картина поражает красками – бронзовый цвет заката, темные тени – и храмом, стоящим, подобно Пизанской башне, под уклоном к земле. Сочетание красок и этот наклоненный храм создают какую-то свою гармонию, завораживают.

В одном из залов на столах лежат удивительные работы, выполненные на листах формата А4. То, что там изображено, можно назвать по-разному. В любом случае, чтобы понять художника, нужно как следует поломать голову. Образы, как будто случайно разбросанные на листе, причудливо сочетаются в целостное изображение. Для понимания системы рисунка (если таковая вообще существует) не лишним будет взглянуть на его название. Это работы художника Ульяновского театра кукол, который подписывается «Дмитрий Скаи». На фоне понятных рисунков в других залах, где виден привычный нам мир в привычных зрительных образах, картины Скаи нужно рассматривать как изображение мыслей. Бородача, каким мы могли бы его себе представлять, в работе «Бородач и его странные штуки» нет. Здесь образ показан через замысловатые ассоциации.

Вокруг в этом же зале на стенах висят другие картины – детища авангардизма, модернизма и прочих «измов», рожденных в XX веке. Здесь приходится, что называется, «зависать», пытаясь разобраться в изображении.

Честно – удается не всегда, но удовольствия от этого меньше не получаешь. О тех людях, что писали такие картины, можно емко сказать словами великого Пабло Пикассо: «Я изображаю мир не так, как его вижу, а как его мыслю».

Большинство скульптур в залах – работы Евгения Усерднова. Тут и кажущийся немного неуклюжим во вратарском обмундировании, но оттого не менее великим Третьяк, и загадочный Икс – существо наверняка из Японии, и девушка в липе – словно не до конца высеченная из дерева фигура. Скульптура, изображающая роженицу, названа «Вечность».

Есть и еще один человек, который сделал нечто вроде скульптур. Как назвать этот вид изобразительного искусства – непонятно. Впрочем, не стоит гадать, да и не столь это важно. Важно то, что изваяния, созданные руками Николая Маврина, действительно нравятся людям. Это животные, собранные из каких-то технических деталей – проводков, гаек. Такое творчество из подручных материалов. Причем очень веселое творчество. Осел, например, повернул голову на 180° и смотрит удивленно и очень по-ослиному, да еще и язык кому-то показывает. Метко выразился посетитель, оставивший несколько строк в «Книге отзывов», назвав это – «скульптуры из железного хлама». И добавил, что они «на самом деле вызывают восторг». На выставке и картины Маврина. И тоже очень интересные. Написаны они опять же в самых разных стилях. Разносторонний человек, этот Маврин.

К слову, о «Книге отзывов». Там исключительно восторженные записи. Например, от деревенских мальчишек, которые отбились от группы и «чисто случайно зашли сюда», но совсем об этом не пожалели. Огромное количество «спасибо» и «благодарю» организаторам выставки, самим художникам от посетителей из Санкт-Петербурга, из Рязани, Ростова-на-Дону и других городов. Гости нашли выставку раньше, чем иные ульяновцы.

Соглашаться или не соглашаться – дело ваше. Только лучше сначала посмотреть самому, благо вход в галерею – бесплатный.

Сергей ГУРЬЯНОВ