Идея о возвращении столице нашей области названия Симбирск впервые официальным лицом, мэром Сергеем Ермаковым, была высказана в начале марта прошлого года.

ImageТогда мэр вспомнил, что идея возвращения названия городу звучала еще на митингах в начале 90-х годов. Но в то время аргументы в пользу идеи переименования города для него, правоверного коммуниста, были несостоятельными. Мол, это были только эмоции и лозунги ещё незрелых, как он выразился, людей. Спустя десять лет мэр Ермаков все-таки «дозрел». По его мнению, наконец-то «дозрели» и горожане. Поэтому он и внёс предложение.

Недавно мэрская идея получила официальную поддержку на более высоком уровне. Губернатор Сергей Морозов на тему переименования высказался более чем однозначно: «Я поддерживаю идею возвращения Ульяновску исконного имени». Предполагается, что будет создана специальная межведомственная комиссия, которая с привлечением общественности должна будет изучить все моральные, духовные, юридические, исторические и финансовые аспекты возвращения Ульяновску названия Симбирск. При этом губернатор особо подчеркнул, что окончательное решение будет принято после детального и всестороннего изучения проблемы. Не смущает губернатора, как он сам выразился, и возня вокруг этой темы политического бомонда России (особенно с левого фланга). Зато он обещал посоветоваться по вопросу переименования с населением.

Аспекты финансово-психологические

Честно говоря, не очень понятно нынешнее оживление чиновников по поводу переименования города. Разве мы дожили до такого времени, когда самыми острыми остаются вопросы лишь о том, как называть наш город или в какой цвет красить скамейки в парках? Может быть, в бюджете завелись лишние деньги и их просто не на что сейчас потратить?

Переименование города неизбежно повлечет за собой необходимость тратиться всем без исключения. Особенно сильно это ударит сейчас по кошелькам представителей мелкого и среднего бизнеса, поскольку за переоформление документов с них чиновники сдерут три шкуры. Что незамедлительно отразится на ценах.

Причем всем придется тратить не только деньги, но и немалые нервы. Ведь нужно будет менять все личные документы. Чтобы представить, во что это выльется, достаточно вспомнить последнюю кампанию по обмену паспортов. Так ведь тогда менялись только паспорта, а сейчас людям придется менять абсолютно ВСЕ документы! Вот вам и финансовые, и психологические последствия принятия решения об изменении названия нашего города.

Аспекты нервные

Нужно признать честно, что если финансовые затраты в случае переименования еще можно подсчитать, то кто подсчитает нервные затраты и без того взвинченного нынешней ситуацией населения? Если во время переходного периода человеку придется срочно поехать в другой регион в командировку или по личным делам, его будут ждать там немалые мытарства. Если официальное название г. Ульяновск исчезнет с карты России, а документы человек обменять не успеет, для любого мелкого иногороднего клерка это будет великолепный повод «оттянуться» на полную катушку и сорвать с несчастного некоторую толику денег в свой карман. Конечно, федеральные власти могут издать специальный указ, обязывающий какое-то время признавать ульяновские документы. Но живем-то мы в России и за примерами того, что законы у нас чаще всего пишутся лишь на бумаге, а живем мы по совсем иным законам, далеко ходить не надо.

Аспекты политические

Трудно было бы спорить с губернатором по поводу зряшной суеты политического бомонда России. Решать, как называть свой город, безусловно, должны сами ульяновцы. Если бы не одно «но». Для упомянутых Сергеем Ивановичем представителей «левого фланга» переименование Ульяновска в Симбирск станет последним звонком перед выносом тела Ленина из Мавзолея. Что неизбежно вызовет яростное сопротивление. Значит, наряду с продолжающим усиливаться экономическим кризисом будет спровоцирован еще и политический кризис. Интересно, кому это сейчас нужно? И это после многократных призывов ко всем политическим силам на время кризиса отложить свои амбиции? Выходит, что кто-то должен их отложить, а кто-то именно сейчас получает право для реализации своих амбиций? Не корректно получается.

Аспект историко-моральный

В подавляющем большинстве наши пожилые люди воспитаны на идеях коммунизма. Для них переименование Ульяновска или вынос тела Ленина из Мавзолея будут означать лишение последних символов того, чему они верили всю жизнь, чему отдали свое здоровье. Разве это не будет неоправданной жестокостью по отношению к пожилым людям? Да, молодежь, в основном, сейчас высказывается за переименование города в Симбирск. Но при этом вполне комфортно чувствует себя и в Ульяновске. По крайней мере, такая сокрушающая моральная травма, как людям пожилым, в случае переименования им точно не грозит.

Аспекты голосования

Губернатор пообещал посоветоваться с народом. Позвольте спросить, каким образом? Посоветоваться с неким активом, всегда готовым брякнуть «одобрямс»? Путем социологических опросов? Любой социолог скажет: как вопрос задашь, такой получишь ответ. Провести интернет–голосование? Команда Ермакова пыталась в прошлом году это сделать. Однако почему-то результаты того голосования не были опубликованы. К тому же выход в Интернет есть далеко не у каждого. Особенно это касается пожилых людей, чье мнение, в таком случае, будет просто не учтено.

Остается референдум как средство для выявления мнения населения. Его можно было бы приурочить к предстоящим выборам. Однако уже сейчас даже страшно подумать, какие бюджетные средства властные структуры, имеющие вполне определенную позицию по вопросу переименования, вложат в пиар-кампанию, чтобы склонить мнение голосующих в свою сторону. Расходы на проведение самого референдума, который обойдется бюджету в несколько миллионов рублей, будут несравнимы с расходами на эту пиар-кампанию. Отсюда снова возникает вопрос: у нас в областном бюджете лишних денег немерено или их тратить не на что? Отдать решение на откуп межведомственной комиссии? Так ведь чиновники отлично умеют подбирать подобные комиссии, которые примут любое угодное им решение.

Лично я – «за»!

Пишу об этом совершенно серьезно. Я был за возвращение Ульяновску его исторического названия еще в начале 90-х годов. Тогда во всех аспектах это прошло бы куда менее болезненно, чем это может быть сейчас. Однако после оглушительного краха идей демократии в России ситуация изменилась кардинальным образом.

На мой взгляд, инициаторы переименования Ульяновска выбрали далеко не самое лучшее время для реализации своей идеи. Раздающиеся время от времени псевдомагические заклинания о том, что, только переименовав Ульяновск, мы заживем лучше, – бред чистой воды. Речь может идти только о восстановлении исторической справедливости. К тому же мне жаль тех людей, для которых название г. Ульяновск и Мавзолей Ленина являются святынями всей жизни. Сколько их осталось и сколько им осталось быть среди нас? Десять-двадцать лет? Так зачем ради чьих-то пустых личных амбиций торопить время и события? Пусть современная молодежь, когда придет ее время, сама решит, как называть наш город. Я уверен в одном. Останется ли нынешнее название Ульяновск или будет возвращено старинное Симбирск, сделано это будет нынешними молодыми без всяких, никому не нужных потрясений. Их Россия и без того пережила более чем достаточно.

Станислав АБРАМЕНКОВ