«Зинаида Ивановна, пришлите свою фотографию», пишет одной из сотрудниц Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей его бывший обитатель. Она прислала и вообще переписывается. Ее коллеги также попадают в «друзья» провинившимся мальцам. Завоевать доверие трудных подростков, да еще за 30 дней (это максимальный срок, на который попадают сюда по решению суда), удалось бы не каждому. Главное – неформально, с пониманием отнестись к попавшим сюда за провинность. И не как к преступникам. Они не родились такими, какими стали. Значит, не только их вина в совершенном правонарушении, считают сотрудники Центра, – взрослые помогли.

Сейчас их шестеро. Младшему, Павлику , – девять лет (он – с 11-летним братом), старшему – Эмилю – шестнадцать.

– Павел, ты за какие заслуги здесь очутился?

– Да вот с ним, – застенчиво показывает на брата, – сотовый отбирали.

Щуплый мальчуган, оказывается, имеет спортивные задатки: может отжаться 350 раз подряд! И Павлик обещает, что больше не попадет сюда, – не прав был. Братья из неблагополучной семьи: отец из тюрем не вылезает, лишен родительских прав, матери тоже не до них. Но вот чудеса: их сестра, выросшая в той же среде, серьезно занимается спортом, с международных соревнований привозит медали. Спорт воспитатель в этом случае, а не родители. Судьбой мальчика заинтересовались члены Общественного совета при УВД, в конце прошлой недели посетившие Центр. «Мы можем потерять будущего чемпиона, возможно. Если им не займемся, конечно», – сказал начальник УВД генерал Анатолий Бакаев.

Надо сказать, созданная в Центре молельная комната и постоянные посещения отца Иоанна со своими беседами сыграли свое дело – за семь месяцев покрестились десять ребят. Вот Эмиль (на снимке) решил перед отъездом в спецучреждение закрытого типа, в Калининград, обратиться к новой вере. Его крестили минувшей субботой. Подросток круглая сирота.

Каждый из попавших сюда детей имеет свою историю.

Однажды привели мальчика из Чувашии. Он стоял перед закрытыми дверьми тамошнего попечительского совета в надежде попасть в детский дом. Никто к нему не вышел, и он на перекладных добрался до Ульяновской области. Пришел к детскому дому, умолялпринять его, говорил, что не может жить с родителями, не просыхающими от пьянства. Его временно поместили в Центре. О такой жизни он даже не подозревал: его вымыли в ванне, выдали чистую постель, даже тапочки. И накормили – от души. С ним и другими ребятами занимались воспитатели, в бадминтон играли и книжки вместе читали. Мальчик очень просил, чтобы его здесь оставили. Но это невозможно, разводят руками сотрудницы Центра. Ему надо было отправляться в спецучреждение: у 13летнего мальчика из Чувашии было постановление суда о подписке о невыезде. Он воровал продукты и детские вещи, чтобы прокормить и одеть даже не себя, а свою пятилетнюю сестренку. Подросток находился в розыске. Когда за ним приехали сотрудники милиции из Чувашии, он сам написал заявление, что хочет попасть в спецучреждение, где будут учить, давать специальность, но только бы не вернуться к прежней жизни в родительском доме. Сотрудники Ульяновского центра написали коллегам в Чувашию о ситуации в семье, чтобы оградить пятилетнюю сестру парня от страданий, которые выпали на долю ее брата.

И другому человеку они помогли устроить свою жизнь.

Сняли с поезда девушку, говорит, ей 16 лет. Привезли в Центр.

Оказалось, Анне уже 21. Она из Инзы. Скитается с 15 лет. Где находились органы опеки и попечительства? Как можно потерять человека?! Девушке помогли с документами, теперь она – гражданка РФ и может найти себе работу, зажить нормальной жизнью. Ей выдали даже сертификат на жилье.

– У нас здесь, как видите, не тюрьма, не зона и не перевалочный пункт по дороге «за решетку», как ошибочно думают многие горожане и даже (очень часто) представители власти, – говорит временно исполняющая обязанности начальника Центра старший лейтенант Мария Казакова.- Наша задача – объяснить подросткам, преступившим закон, что есть другая жизнь, в которой найдется место и им.

Елена ЗЫКИНА.