Судьбы людские

Раннее летнее утро. Солнце, поднявшись над старым волжским мостом, печет немилосердно. С высоты Среднего Венца просматривается захватывающая понорама рукотворного моря. Черными точками на серебняной поверхности водоема маячат лодки рыболовов-любителей. Над ними кружат чайки, надеясь на легкую добычу.

По Среднему Венцу идет престарелая женщина. Ей явно не до экзотики. Она с величайшим трудом, обливаясь потом, тащит за собой на веревочке старую детскую коляску, приспособленную под транспортное средство. На самодельной «тачке» лежали тяжелые половые доски, явно отслужившие свой срок, но еще пригодные для использования.

– Помоги, мил человек, сил нет идти, – говорит, обращаясь ко мне, попутчица. – Мне тут недалече шагать. Вот там, за поворотом, мой дом.

– Конечно же, помогу, – тотчас отзываюсь я на просьбу женщины, и получаю из рук в руки драгоценный груз. – Позвольте спросить: какая необходимость Вам так надрываться, губить собственное здоровье?

– Я живу тут, недалече, в старом доме барачного типа, – поясняет незнакомка. – Несколько лет назад у нас случился пожар. Огонь удалось подавить, однако многое выгорело, в том числе и полы. Мы с мужем заняли 20 тысяч рублей, чтобы сделать ремонт в квартире. Долговая «яма» стала причиной страшных волнений и переживаний нашей семьи. В конце концов муж тяжело заболел, а вскоре умер. Осталась я одна-одинешенька, с долгами и недоведенным до конца ремонтом.

– К местным властям обращались за поддержкой?

– Обращалась. Не поверите, выдали единовременную помощь — две тысячи целковых. Разве на эти деньги сделаешь ремонт? Вот и приходится добывать стройматериалы, бывшие в употреблении, в аварийных, заброшенных домах.

– Может, проще продать свое жилье в центре города и выкупить комнату где-нибудь на окраине областного центра — там наверняка подешевле.

– В доме, где я теперь доживаю свой век, прошли лучшие мои молодые годы. Здесь я и умру, как умер мой муж. К тому же продажа недвижимости, купля другой квартиры — дело чрезвычайно сложное, хлопотное, надо пройти десятки контор, оформить огромное количество бумаг, причем, за каждую справку надо платить звонкую монету. У меня нет ни сил, ни денег. Буду как-нибудь доделывать ремонт в старой комнате. Может, даст Бог, к зиме управлюсь…

Поблагодарив меня за помощь, старая женщина присела отдохнуть на самодельную тачку. День разгорался с невероятной силой, обещая нестерпимую жару. Где-то рядом громыхали трамваи, неслись на огромной скорости автомобили со своими богатыми хозяевами. Город жил обычными заботами. Каждый решал свои проблемы. Равно как решала свои проблемы старая женщина, пожиная полынь собственной судьбы.

Николай СТРЕЛЬЦОВ