В минувшее воскресенье ульяновцы отметили праздник российских железнодорожников, торжества по традиции состоялись в парке «Винновская роща». Возможно, что творческие коллективы «железнодорожного» ДК участвовали в нем в последний раз . Самарская Дирекция социальной сферы ОАО РЖД объявила о скором закрытии относящегося к ее ведению учреждения культуры с привычной по нынешним временам формулировкой – «в связи с убыточностью и неудовлетворительным техническим состоянием». За клуб вступилось высшее руководство города и области, депутатский корпус, но официальный ответ от руководства ОАО РЖД, судя по имеющейся информации, пока не поступил.

По стопам «Современника»?

А между тем ДК, о котором идет речь – единственная действующая сцена на весь Железнодорожный район и Дальнее Засвияжье: годами ранее в Киндяковке закрылся и фактически пришел в непригодное для эксплуатации состояние кинотеатр «Современник». Зрительный зал клуба железнодорожников вместимостью на 320 мест приспособлен для просмотра спектаклей, концертов, есть тут и помещения, оборудованные для занятий хореографией, гимнастикой, другой кружковой работой. В отдельном здании, неподалеку, размещается и клубная библиотека, обслуживающая окрестных жителей.

Открытый еще в 1961 году, ДК на протяжении многих десятилетий являлся центром культурной жизни района – прежде здесь проводили областные фестивали, показывали кино. В последнее же время в нем занималось шесть клубных формирований (вокальная студия «Орфей», студия эстрадного танца «Волшебники», студия русской песни для ветеранов «Сударушки», студия спортивного бального танца «Морендо», студия восточного танца и кружок английского языка), а это около 130 одаренных детей от четырех лет и увлеченных творчеством взрослых. «И сейчас нам продолжают звонить желающие записаться в наши коллективы, – делятся наболевшим сотрудники клуба. – Ведь не за горами новый творческий сезон. А мы даже не знаем, что им теперь сказать… Район и так был достаточно проблемным с точки зрения инфраструктуры досуга и количества молодежных правонарушений».

ДК на заработках

Сотрудники ДК говорят, что ситуация ухудшилась, когда железная дорога стала акционерным обществом (хоть, фактически, и осталась при этом государственной структурой). Тогда от «ведомственных» работников культуры потребовали резко коммерциализировать свою деятельность. До этого еще удавалось как-то понемногу приобретать костюмы, что-то ремонтировать, но вскоре вложения “в себя” остались лишь заветной мечтой. Последнее крупное приобретение было сделано в 2001 году – тогда закупили световую и музыкальную аппаратуру для зала. Потом Самара спустила план по заработкам, фактически вынудив ДК отказаться от бесплатных мероприятий для горожан и перейти на кружковую работу на договорной основе. Большой потерей для учреждения стала и безвременная кончина его бессменного на протяжении нескольких десятилетий директора Галины Третьяковой, которой еще удавалось как-то удерживать стабильность ситуации, но вот уже третий год, как ее нет…

Работники ДК сетуют, что в последнее время административное давление со стороны железной дороги только усиливалось. По их словам, неожиданно возникли эксперименты со сменой названий учреждения, планы по заработкам повышались едва ли не каждый месяц, и небольшой коллектив клуба старался выполнить их, как мог, но поставленные задачи оказались просто нереальными. Тем не менее, в 2007 году удалось заработать более миллиона рублей, перевыполнив план, в 2008-м – свыше миллиона ста тысяч рублей при плане в полтора миллиона (за год план стремительно вырос на треть), а за пять месяцев этого года – 592 тысячи. Если сопоставлять эти показатели с собственным заработком аналогичных госучреждений культуры региона, то на их фоне (вопреки утверждениям функционеров с железной дороги) получается совсем неплохо. Да и само здание, относительно действующих областных и муниципальных клубов, находится в довольно-таки неплохом состоянии…

«Консервация» без гудка

Железная дорога, по мнению сотрудников клуба, вообще ведет себя как-то странно, действует «втихаря». Прежде всего, о грядущей «консервации» учреждения сокращаемые работники узнали практически случайно. Первые смутные догадки появились уже в мае, когда в клуб пришел запрос, является ли здание «архитектурным памятником». Потом невеселое предположение конфиденциально подтвердили коллеги из других ДК, принадлежащих КбшЖД. Кстати, железнодорожные клубы ликвидируются отнюдь не везде – например, в соседних Пензе, Самаре и Уфе они сохраняются…

Какое будущее ожидает ДК, если вопрос с передачей его в муниципальную собственность (на чем настаивают региональные власти) не будет решен в самое ближайшее время? Сотрудникам уже предписано до 25 августа освободить помещение, в нем останутся только вахтеры и завхоз. Что такое неработающий зал, мы знаем опять-таки по примеру брошенного «Современника», да и других «заколоченных» объектов культуры, которые постепенно приходят в упадок…

Впрочем, говорят, что железная дорога не торопится передавать клуб в ведение местной культуры именно потому, что на здание у нее есть неплохие коммерческие планы. Чем продавать его по остаточной стоимости мэрии Ульяновска, выгоднее выставить на торги. По слухам, и охочие до владения красивым зданием в центре района уже нашлись…

Разоренный дом?

Вроде бы, примерно та же участь ожидает и железнодорожную библиотеку. Здание собираются сдать в аренду, а книжный фонд (между прочим, накопленный преимущественно в советские, «государственные» годы), скорее всего, будет вывезен в другой регион. Сотрудники ДК, каждый из которых проработал здесь от 10 до 30 лет, уверены, что вывоз имущества обязательно коснется и вверенного им учреждения. Они пытаются добиться справедливости, разослав письма в ЗСО, гордуму, премьеру и президенту страны, даже патриарху Кириллу! «Без культуры и духовности нет цивилизации, нет народа, – заявляют они, не без оснований уверенные в собственной правоте. – Мы можем и хотим приносить пользу своему региону, у нас десятилетиями сложившийся коллектив специалистов… Однако главное даже не в этом: пусть на наши места придут другие работники, пускай клуб перейдет городу или области – и это неважно, но обязательно чтобы он сохранился! И мы знаем, что рядовые труженики железной дороги, многие годы подряд проводившие у нас все праздники, тоже поддерживают это желание».

В общем-то, намерения руководства КбшЖД сэкономить на культуре можно понять. С чего еще такого «безобидного» начинать сокращать расходы, как не с концертного зала и самодеятельности, которую совсем нетрудно выставить на улицу. Однако, разве культура когда-то была полностью самоокупаемой?! Разве не само государство – собственник всесильной «естественной монополии»? Неужто материальная база дороги накапливалась не за счет всех советских и постсоветских налогоплательщиков? И разве не потрачены огромные долларовые миллионы на недавний…модный ребрендинг ОАО РЖД (да еще с наймом британской пиар-фирмы), по слухам, чуть ли не самый дорогой в российской бизнес-практике? Значит, деньги на новый корпоративный стиль есть, а на культуру нет?

Александр РУСИНОВ