Николай Стрельцов

На прошлой неделе в Ульяновске, возле здания областного парламента, состоялся городской пикет представителей общественных объединений и политических партий, которые не хотят мириться с тем, что практически на всех уровнях власти процветает коррупция. Пикет проводился по инициативе местных коммунистов, лидером которых, как известно, является депутат ЗСО Александр Кругликов. Вот что сказал Александр Леонидович нашему корреспонденту по существу затронутой темы.

Image- О коррупции сегодня много говорят и пишут. И Президент России Дмитрий Медведев довольно часто и резко высказывается по этому поводу. Однако, как очевидно, одних деклараций явно недостаточно. Нужны конкретные дела. И в первую очередь, такие решительные меры, которые бы ликвидировали на корню это безобразное явление. К великому сожалению, коррупция расцвела пышным цветом в период реформ и преобразований, которые ни к чему хорошему не привели: один кризис следует за другим. Так, в начале 90-х годов разразился первый кризис, затем последовали дефолты в 1994-м и 1998-м. А сегодня навалился глобальный системный кризис. Именно капиталистическая система является причиной страшных экономических и социальных потрясений.

В связи с этим встает вопрос об изменении социально-экономического курса в РФ. Каковым должно быть общество? Что мы собираемся строить? В свое время выдающийся русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев сказал так: «Горше зла, чем монополии, нет. Равно как нет горше зла, чем монополия одной власти».

Сегодня власть в стране «оседлала» «Единая Россия». И любое уголовное дело, как это ни грустно, связано именно с этой политической силой. Мы видим, кого «медведи» ведут во власть – в Совет Федерации, Госдуму. В основном ключевые посты занимают миллионеры и миллиардеры, которые перепутали государственный, общественный карманы со своим личным; лоббируют интересы тех или иных финансово-промышленных групп, крупных компаний, в основном, сырьевой направленности, банковской системы. Они «закачали» в условиях кризиса почти 7 триллионов рублей – больше, чем расходная часть бюджета, предусмотренного на текущий год. Из этих баснословных денег в реальный сектор экономики практически ничего не поступило. Вот поэтому неравнодушные к судьбе страны соотечественники приходят на митинги и пикеты, предлагают пересмотреть внутреннюю политику.

Необходимо вкладывать средства в науку, образование, здравоохранение. Я полностью согласен с академиком, директором института океанологии РАН Робертом Гиматулловым, который говорил, что безнравственно, когда врач получает зарплату не более 10 тысяч рублей в месяц, в то же время отдельные «воротилы» имеют по 10 и более миллионов рублей, а нередко и долларов. Социальная справедливость должна восторжествовать, и государство просто обязано в этом сыграть ведущую роль.

К великому сожалению, многие СМИ играют крайне негативную роль и в плане оболванивания населения, и в плане запугивания. Идут сериалы один страшнее другого. «Черные» сериалы ничем хорошим не завершаются: воров в законе выпускают из следственных изоляторов на «сходняк», сотрудники правоохранительных органов опекают воровские «малины»… Всему этому можно поставить заслон, прежде всего, на законодательном уровне. Напомню, что еще в январе нынешнего года фракция коммунистов-депутатов Госдумы РФ внесла проект закона, касающийся информационной политики. К сожалению, правящая партия светлые идеи «похоронила». Тогда же было заявлено, что «единороссы» в ближайшее время внесут аналогичный закон от своего имени, доработают и примут. Однако депутатская сессия закончилась, а закон так и не принят. И снова возвращаюсь к мысли Менделеева: горше зла, чем монополии, нет, в политике – тем более. Потому что от нее зависят экономика, социальная жизнь общества. Надо уметь слушать оппозицию.

Мы неоднократно говорили на заседаниях ЗСО о необходимости принятия закона о проведении электронных торгов. Не скажу, что такая мера устранила бы полностью все негативные вещи, но это могло бы принести в бюджет несколько сотен миллионов рублей, и уверен, что было бы меньше таких нашумевших историй, как приобретение ангеографа по явно завышенной цене. Машина бы определяла многое, а не люди, которым заплатили, принудили к незаконной сделке.

– На сегодняшнем митинге я тоже оказался не случайно, – подключается к нашей беседе известный профессор Исаак Гринберг. – Болит душа, когда получаешь такой огромный объем информации о коррупции в различных ведомствах. Все время не дает покоя мысль: в какой стране будут жить мои дети, внуки и правнуки, дети других соотечественников. Не было еще в мировой истории, чтобы великая держава (а мы, подчеркиваю, пока великая держава) была столь коррумпирована.

Убежден: ни одного вопроса без проволочек нельзя будет решить, пока существует такая коррупция. Я не против того, чтобы в правительстве области была создана специальная команда по борьбе с этим явлением. Но ведь борьбу с коррупционерами зачастую поручают коррупционерам. Потому и нет результатов. Есть единственный, с моей точки зрения, способ победить зло – это гражданское общество, которого, к сожалению, у нас нет. Оно предполагает, прежде всего, независимый от государства контроль за деятельностью властных структур. А у нас как? Раз-два и отчитался. Нынешний пикет меня равнодушным не оставил. Надо всем понять, начиная от Президента и кончая простыми россиянами, что без гражданского общества коррупцию не победить.

Участники пикета приняли Обращение, в котором говорится о том, что, прежде всего, надо устранить причины, порождающие коррупцию. Корни ее – в порочном социально-экономическом курсе, проводимом в стране. Пикетчики потребовали от правоохранительных органов области основательного расследования и направления в суд всех дел, сопряженных с коррупцией, поддержали инициативу по созданию в регионе общественного антикоррупционного центра.