Рабочие предприятий – основных форпостов отечественного автопрома – в очередной раз отправлены во внеочередной отпуск. Это означает, что и ульяновские, и димитровградские специалисты, трудящиеся в сфере автопрома, также рискуют оказаться в числе отдыхающих поневоле.

Склады ломятся

Главный конвейер ОАО «АвтоВАЗ» в Тольятти остановлен до конца лета. Причина в том, что склады предприятия переполнены. На них скопилось 85 тысяч машин, при норме в 50 – 60 тысяч. Обещано, что в соответствии с законом за время простоя сотрудники ОАО получат две трети зарплаты. Кроме того, официальные источники уверяют, что временная остановка вовсе не означает банкротства завода и угрозы для деятельности его поставщиков. Тем не менее, остановка предприятий нашего региона, в том числе системообразующих, таких как УАЗ и ДААЗ, в свете новых сведений о работе тольяттинского ОАО — явление весьма реальное. Ответственные лица, в числе которых министр промышленности и транспорта Ульяновской области Вильдан Зиннуров, однако, заявляют, что ни одно предприятие нашего региона в связи с подписанием приказа по АвтоВАЗу работу не прекратит: планировалось, что по каждому из них будет осуществлён комплекс мер, который позволит продержаться на плаву.

Последний раз главный конвейер ульяновского автозавода останавливался в начале июля. Десятидневный перерыв в работе предприятия его руководство объясняло соблюдением графика, утверждённого в соответствии с производственной программой.

– Во время остановки конвейера на автозаводе продолжались продажи автомобилей, общественные и инженерно-технические работы, – сообщала руководитель пресс-службы УАЗа Алла Акимова.

Похоже, для завода не меньше, чем для отдельно взятого человека, актуальна поговорка о том, что весь год пройдёт так, как его встретишь: предыдущий период простоя на УАЗе длился с 25 декабря по 15 февраля. Причина упомянутой паузы походила на ту, что сейчас актуальна для тольяттинского завода, — уменьшение продаж автомобилей. В этом предприятие Ульяновска было солидарно с целым рядом производителей отечественных автомобилей: того же АвтоВАЗа, КамАЗа, на горьковском автозаводе, в частности, новогодние каникулы длились с 29 декабря по 19 января. Негативных прогнозов на период кризиса пресс-службы автопрома старались избегать, и в своих сообщениях особо отмечали, что период простоя окажется для предприятия даже в какой-то мере полезным: сообщалось, что за этот период на всех производствах будет проведен профилактический ремонт и модернизация сотен единиц оборудования, мероприятия по стандартизации рабочих мест и оптимизации технологических потоков. А это, в свою очередь, добавляла пресс-служба, позволяет снизить затраты, уменьшить объемы незавершенного производства и повысить эффективность технологических процессов.

– В отличие от массовых сокращений персонала, к которым сегодня вынуждены были прибегнуть многие мировые автопроизводители, введение короткой рабочей недели позволит нам сохранить кадровый потенциал и предоставить людям стабильный и предсказуемый график работы, – заявляла тогда заместитель председателя правления «Группы ГАЗ» по корпоративной политике и коммуникация Елена Матвеева. – Повышение платежеспособного спроса позволит увеличить и объемы производства, и количество рабочих дней.

Однако, несмотря на полные оптимизма заявления, после длительных каникул ГАЗ, как и УАЗ, был вынужден ввести сокращенную – трехдневную рабочую неделю.

«Неплохое подспорье»

После ряда катаклизмов с 9 июля ульяновский автозавод наконец-то вернулся к пятидневке. Основная деятельность сводилась к сборке автомобилей, и сворачивать работу предприятия его руководство не планировало. Напротив, сообщалось, что в деятельности ульяновского предприятия будут учтены все ошибки руководства АвтоВАЗа и ситуации, подобной тольяттинской, на УАЗе допущено не будет. Пятидневная рабочая неделя была обещана заводчанам, по крайней мере, до осени. Гарантом её служили заказы для министерства внутренних дел РФ и федеральной таможенной службы: как известно УАЗ является ведущим российским производителем полноприводных автомобилей: внедорожников, легких грузовиков и микроавтобусов, необходимых внутренним службам. По словам Акимовой, план УАЗа на июль составлял 3300 автомобилей, часть из которых – в рамках госзаказа.

Таким образом, за УАЗ пока, вроде бы, волноваться не стоит, однако, сложное положение на тольяттинском предприятии серьёзно скажется на предприятии димитровградском. ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод» изготавливает автокомпоненты для отечественных автопроизводителей — это около 1400 наименований готовых изделий. В прошлом году завод поставлял машинокомплекты на одиннадцать автомобилей марки «ВАЗ» и комплектующие изделия для других заводов отрасли — «ГАЗ», «УАЗ» и «КамАЗ». На промплощадке ДААЗа трудятся почти одиннадцать тысяч горожан. Это предприятие регионального значения.

Во время поездки в Москву в начале июля губернатор Сергей Морозов передал документы о господдержке завода в правительственную комиссию при первом вице-премьере РФ Игоре Шувалове. Руководство предприятия надеялось получить помощь по трём направлениям: реструктуризации задолженности по налогам в федеральный бюджет, субсидированию процентных ставок по предоставленным кредитам и увеличению кредитного портфеля для ДААЗа банками, получающими государственную поддержку. Получение запрошенной помощи, как заверяли руководители завода, гарантировало стабилизацию его финансово-экономического положения в четвёртом квартале текущего года, и, как следствие, позволяло избежать банкротства и массовых сокращений персонала.

Возможность этих мер господдержки должна была быть рассмотрена на прошедшем в министерстве регионального развития РФ июльском заседании, как заверял замминистра Юрий Осинцев. Однако, до сей поры никаких известий из столицы по заявленному поводу не поступало.

Со своей стороны руководство региона постоянно заявляет о собственных мерах поддержки, оказываемых ДААЗу. На уже упоминавшейся встрече с Осинцевым, Сергей Морозов доложил о том, что на заводе реализуется программа поддержки занятости. Всего, как обещалось, на ДААЗе должно быть создано более 10 тысяч временных рабочих мест, на финансирование которых планировалось выделить более 148 миллионов рублей. Кроме того, как сообщалось, правительство региона оказывает содействие ОАО «ДААЗ» в урегулировании задолженности по налогам и расчетам за потребленные топливно-энергетические ресурсы, а также «вело переговоры с руководством АвтоВАЗа для загрузки предприятия заказами». Помимо прочего, в областное Законодательное Собрание были направлены предложения по реструктуризации задолженности ДААЗа перед региональным бюджетом, которые — заверяла исполнительная власть – «в течение июля будут утверждены депутатами ЗСО».

О стремлении «решить острый вопрос трудовой занятости заводчан» отчитывалось и руководство Димитровграда. В частности глава администрации города Игорь Самойлов сообщал, что во втором полугодии в целях решения этого вопроса была подготовлена заявка для устройства на общественные оплачиваемые работы трёх тысяч человек. По мнению чиновника это должно было стать «неплохим подспорьем».

Первым делом самолёты

Однако, всем понятно, что отправив коллектив ДААЗа подметать улицы, завод не сохранить. И если, как ожидается, УАЗ всё-таки выплывет под ударами коллапса, то в отношении димитровградского завода настала пора принимать более или менее кардинальные шаги. И идеи у руководства региона появились: было объявлено, что предприятию пора менять профиль и переходить с производства запчастей для автомобилей на производство расходных материалов для самолётов — как-никак, а летающие машины также входят в список продукции, выпускаемой регионом. Правда, на данный момент сия продукция относится скорее к продукции виртуальной, чем реальной (разговоры о возобновлении серийного выпуска самолетов Ан-124-100 «Руслан» на ульяновском «АвиастарСП» без особого результата ведутся уже почти десятилетие), но строить планы чиновникам это не мешает.

– Предприятия Ульяновской области могут начать выпускать материалы для авиастроения — болты, пластик, резиновые изделия и так далее, – считают чиновники областной администрации. (Стоит напомнить, что в нашем регионе функционирует более 40 предприятий так или иначе завязанных на ВАЗ.)

Эти предложения, озвученные на федеральном уровне, вызвали ряд комментариев столичных экспертов, по большей части скептических. Руководство же Димитровграда заверения региональных властей, напротив, очень вдохновили. Тем более, что речь идет о перепрофилировании целого ряда наиболее крупных предприятий города, в числе которых, кроме ДААЗа, заводы светотехники, «Утёс», и прочие. Замглавы администрации Димитровграда Дмитрий Крайнов, например, побывав на одном из таких предприятий – заводе резинотехнических изделий – просто предложил его руководству начать сотрудничать с «Авиастаром», мол, у этого предприятия много заказов. Думается, коллектив, выпускающий техническую резину, и сам был бы рад начать сотрудничать с кем угодно — лишь бы работа была, да производство не стояло. Одна беда — не то чтобы не зовут, да как-то всё завтраками кормят. Вот мол, сами поднимемся немного, получим давно ожидаемые дотации от государства, вот тогда и поработаем вместе.

А пока ДААЗ стоит. И ждёт. Светлого будущего.

Екатерина НОВИЦКАЯ

Врез

А тем временем…

Группа компаний Sollers, в которую входит ОАО «Ульяновский автомобильный завод», доставит продукцию до всех регионов продажи за свой счёт. Раньше ценообразование коммерческих автомобилей УАЗ и UAZ Hunter зависело от стоимости доставки машин в дилерские центры, а действие единых розничных цен распространялось только на некоторые модели. Теперь, например, пользующийся высоким спросом UAZ Hunter (в комплектации Classic с бензиновым двигателем 2,7 л мощностью 128 л.с.) можно приобрести за 350 тыс. рублей в официальном дилерском центре UAZ в любом регионе России — сообщает компания.

Эксперты отмечают, что УАЗу удастся избежать части затрат на поставку продукции на Дальний Восток, но в любом случае эти меры на продажи продукции завода существенного влияния не окажут.

По данным агентства «Автостат», в январе-мае 2009 года УАЗ реализовал 10 566 автомобилей, из них лишь 834 — в Ульяновске. Максимум продаж отмечен в Москве (1986), Санкт-Петербурге (617), Туле (504) и Волгограде (502).