Почему езда на велосипеде в Ульяновске – экстремальное занятие?
В городе – велобум. Все больше людей, оценив преимущества самого экологичного вида транспорта, начинают крутить педали. И все-таки, если сравнивать показатели по обеспеченности населения велосипедами, мы безнадежно отстаем от европейцев и жителей других российских крупных городов. В Ульяновске нет ни отдельных велодорожек, ни охраняемых стоянок, ни специальных знаков, призывающих автомобилистов быть внимательнее к двухколесным коллегам. Велосипедисты вынуждены уворачиваться от автомобилей, лавировать между пешеходами и отбиваться от собак. Впрочем, дело не только в том, что отсутствует инфраструктура. Проблема прежде всего в психологии: велосипедист на наших дорогах – инородный участник движения, по сути находящийся на пограничье между автомобилем и пешеходом. И еще – люди не дозрели до того, чтобы оставить в гараже свой дорогой автомобиль и скромно сесть на двухколесный транспорт.
«Покатушки» по бездорожью
Денис Юдин, устав от ежедневного штурма маршруток, прошлым летом купил два велосипеда – себе и жене. От севера, где живет семья, до места работы (19-го микрорайона) Денис теперь добирается в два раза быстрее. Постепенно двухколесный транспорт стал постоянным средством передвижения и даже чем-то больше. Знакомство с единомышленниками привело в ульяновский вело-клуб «Симбайк». Денис сделал для объединения велолюбителей свой сайт, это позволило ему стать одним из руководителей клуба.
Сами «симбайкеры» предпочитают называть свой союз клубом вело-путешествий. На simbike.ru прописаны три основные цели объединения – помощь начинающим велобайкерам в освоении их стального двухколесного друга, укрепление байкерского здоровья и пропаганда велосипеда как экологически чистого транспорта.
На сегодня в велоклубе – полсотни активных участников. Основное занятие этих людей – так называемые «покатушки». Покатушки бывают большие, как, например, в день весеннего открытия сезона, когда съезжаются несколько десятков велосипедистов и все вместе «катают» маршрут по городским улицам. Бывают и маленькие. Человек просто пишет на сайте: «Завтра еду туда-то. Кто со мной?» – к нему присоединяются еще человек десять, и они едут. Маршруты и расстояния могут быть самыми разными. Если автомобильная трасса ведет в нужном направлении, симбайкеры едут по асфальту, и все же предпочтение отдается грунтовым дорогам и бездорожью. Вообще, особо отмечают участники покатушек, велосипед является уникальным видом транспорта еще и потому, что на нем можно побывать везде – даже там, куда пешеход не дойдет и машина не проедет. В этом смысле велосипед становится средством познания мира. Хочешь узнать страну (город, район) – садись в седло велобайка.
Обычно такие выезды длятся весь день, по ходу движения делается полуторачасовой привал на обед. Передвигаются симбайкеры неспешно, единственная причина, которая может заставить их поторопиться, – заход солнца при отсутствии велофары. Однако сейчас, говорит Денис, это ограничение удалось обернуть в свою пользу. Многие поставили на свои велобайки фонари и теперь совершают ночные покатушки до рассвета. «Ночью машин меньше и намного интереснее «катать», – рассказывает Денис. – Последний раз ездили до Новоульяновска, до этого – в Анненково».
Бонус – здоровье
Из всей массы преимуществ велосипеда Петр Ямборко для себя выделяет главную – экономическую. Кандидат биологических наук, координатор ульяновского инновационно- методического центра «Здоровый образ жизни – искусство и культура» год назад вместе с единомышленниками запустил проект «Велоград». «Цель коалиции – пересадить хотя бы часть ульяновских автомобилистов на велосипеды, – объясняет Петр. – Актуальный для всего мира транспортный кризис добрался и до нас – засилье автомобилей порождает массу экономических проблем: повышенный расход энергоносителей и топливный кризис, пробки, дефицит парковочных мест и, как следствие, массовые опоздания на работу, препятствия деятельности экстренных служб и т.д. В качестве бонуса ко всему этому человек, поменявший баранку на педали, получает здоровье. Решается экологическая проблема, устраняется причина массы заболеваний – гиподинамия, снижается смертность на дорогах».
Городские велосипедисты, считает Ямборко, – это элита общества, люди с нормальным европейским мышлением. Те, кто понял, что существует такая вещь, как здоровье, и что постоянное стояние в автомобильных пробках – путь в никуда.
По различным подсчетам, около 10 процентов ульяновцев регулярно используют велосипед в качестве транспортного средства. Продажа велосипедов за последние пару лет выросла в разы, и все-таки приверженцев двухколесного транспорта среди горожан по-прежнему очень мало. Причина – полное отсутствие инфраструктуры. Удивительно, но в городе с 600-тысячным населением нет ни одной велосипедной дорожки. Последнюю – по проспекту Нариманова – отдали автомобилям в прошлом году. «Где ехать велосипедисту – каждый для себя решает сам, – говорит Денис Юдин. – Вообще глава 24 ПДД гласит: велосипедист должен передвигаться по проезжей части, держась как можно правее. Но, во-первых, многие велолюбители, особенно начинающие, боятся выезжать на дорогу и выбирают тротуар, и тогда вынуждены лавировать между пешеходами, во-вторых, двухколесных участников движения не любят автомобилисты. Особенно этим отличаются водители маршруток, часто тормозящие прямо перед носом велосипедиста. Нередки случаи, когда незнание Правил дорожного движения демонстрируют инспекторы ДПС и с возгласом: «Тебе что, тротуара мало?» – сгоняют с дороги».
Такое взаимное неуважение негативно отражается на безопасности движения. По данным областной ГИБДД, каждое лето в Ульяновске происходит несколько десятков ДТП с участием велосипедистов. Особую тревогу в Госавтоинспекции вызывает статистика ДТП с участием детей-велосипедистов. За первое полугодие зафиксировано две аварии со смертельным исходом. Шестеро несовершеннолетних ранены. В 2007 году пьяный водитель насмерть сбил молодого спортсмена-велосипедиста, ехавшего по краю дороги. В прошлом году на перекрестке улиц Орлова и Островского под «уазик» залетел другой участник велосоревнований, приехавший в Ульяновск из Саратовской области.
Полмоста – велосипедам
Непреодолимым барьером для ульяновских велосипедистов является мост через Волгу – пешеходов, равно как и людей на велосипедах, по нему не пускают. Отдельные энтузиасты велодвижения решают эту проблему, загружая свои байки в общественный транспорт. Выручает маршрут №112, по которому до сих пор курсируют большие автобусы типа «гармошка». Кондукторы не против такого багажа, если за него идет отдельная плата.
На старом мосту места для велосипедистов действительно нет. Чего не скажешь о строящейся переправе. До сих пор не решен вопрос об использовании нижнего яруса моста. Ясно, что изначально запланированного скоростного трамвая не будет еще долго, так почему бы не отдать эту дорогу велосипедистам? Это стало бы реальным вкладом в развитие здорового образа жизни населения, о котором так много говорится сегодня на высоком уровне.
Множество существующих ограничений приводит к тому, что велосипед становится локальным видом транспорта – большинство ульяновских велосипедистов замыкаются в рамках своего района, ездят по паркам, скверам, тихим улицам. Пропагандисты велосипедов ратуют за то, чтобы люди на них не просто катались, а ездили каждый день: на работу, на учебу, в гости, на дачу. Правда, чтобы это стало возможным, признает Петр Ямборко, нужно сделать немало. Помимо велодорожек, в местах массового скопления людей необходимо оборудовать велостоянки. «Надо сделать так, чтобы в их появлении были заинтересованы сами магазины, торговые центры, официальные заведения, – делится Ямборко. – Во-первых, это привлечет дополнительных клиентов, во-вторых, разгрузит парковку (подсчитано: там, где встал один автомобиль, может уместиться до десяти велосипедов)».
Проблемы в головах
Менять нужно многое, но прежде всего, единодушны Денис и Петр, -мышление. Чье? Чиновников – чтобы слово «велосипед» не вызывало на их лице снисходительную улыбку, автомобилистов – чтобы осознали, что велосипедист является таким же полноправным участником дорожного движения, как он сам и пешеход. Инспекторов ГИБДД – чтобы было определено-таки место двухколесному транспорту на проезжей части. Всех нас -чтобы перестали смотреть на городского велосипедиста, как на марсианина, и сами, оценив все достоинства безмоторного транспорта, приобщились ко всеобщему велодвижению.
Вадим ПИЛЮКОВ.