Всякое довелось мне повидать за последний год при переходе из одного частного охранного предприятия в другое. И «черную» бухгалтерию, когда при увольнении получаешь на руки гроши вместо зарплаты, и незаконно оформленные задним числом штрафы, о которых узнаешь опять же при увольнении с работы, и составленные явно в ущерб интересам работника договоры о найме, которые просят подписать не глядя. Но такого наглого обмана, как в этой фирме, которой руководят таинственный «хозяин из Москвы» и горстка так называемых офицеров в отставке, я не видел ни в одном ЧОПе. Поверьте, после близкого знакомства с этими людьми начинаешь задумываться, как высокое звание офицера русской армии, пусть даже отставного, можно так опозорить и запятнать нечистоплотностью. А дело было так…
В поисках работы я и мой племянник зашли в один из многих, ничем не примечательных офисов. При близком знакомстве с нашими документами (а это лицензия, паспорт и масса всяческих справок, которые у нас в полном порядке) нам както неожиданно быстро предложили «удобный и выгодный для нас вариант дежурства». Требовалось от нас лишь принести ксерокопии всех необходимых для частного охранника документов и уехать в десятидневную командировку в район Старой Майны, на закрытую временно турбазу УЗТС. Мы по наивности своей подумали и быстро согласились на условия, высказанные в устной форме неким Владимиром (он нам представился начальником охраны), и, собрав рюкзаки, поехали работать. Надеялись на обещание сразу по приезде в город после смены получить хотя бы аванс.
Господи, какие же мы все еще доверчивые и простодушные, а мир-то давно поменялся полярно.
Слова «честь» и «офицер» уже далеко не синонимы, думаю, с этим многие читатели согласятся исходя из своего горького опыта общения с людьми в погонах. Хотя, справедливости ради, скажу, что и среди них есть люди приличные и порядочные.
Но, увы, это не наш случай.
Итак, дежурим мы сутки, вторые… Выполняем всяческие не свойственные охранникам обязанности, например, водовозов, велосипедистов или лесорубов, по возможности быстро реагируем на замечания руководителей (а их в данной организации – пять или шесть человек- немало для провинциального ЧОПа), вот уже и конец смены не за горами. Мы-то рассчитывали приехать на день рождения жены пусть уставшими и немытыми (в лесу нет ни холодной, ни горячей воды, естественно), но при деньгах, пусть и невеликих – по две тысячи рублей на брата (стандартный тариф во многих ЧОПах 22 рубля за час дежурства). Не тут-то было, братцы! Началась такая карусель, не поверите, я бы, наверное, и сам не поверил раньше, но своим собственным глазам и ушам я верю. И вам советую поучиться на моем горьком опыте.
Звонят нам на личный телефон (служебного-то нет никакого, как и рации тоже, правда-правда, я не шучу) за два дня до конца смены и ультимативно сообщают, что мы остаемся на посту еще на двое суток. Короче говоря, семья побоку, здоровье побоку, крутитесь, как хотите, парни. Мы, естественно, просим пойти нам двоим навстречу и заменить хотя бы нас двоих пораньше. Жаль, что бумага не позволяет передать всю грязь и матерщину, которая полетела в телефонную трубку. На нас орали.
Я-то служил в армии и от офицеров всякое слышал, но племянник чуть не потерял сознание от такого обращения с добросовестным охранником (надо уточнить, что мы оба не курим и алкоголем не балуемся, особенно на рабочем месте, – а, может быть, это и есть наш с ним недостаток?).
Но ЧОП – это не армия, и клятву верности «до гроба» никто не давал. Поэтому мы осмелились прервать бранные тирады директоров и настоять на первоначальных условиях договора. На что услышали в ответ: «Никаких денег вы не получите и уйдете пешком в Ульяновск через два дня» (это я уже отредактировал нецензурную через слово брань). Нам пришлось созваниваться с друзьями и просить совета и помощи. Грамотный юридически товарищ сказал: «Бегите, это бандитская фирма, ваше счастье, если ноги оттуда унесете». Мы-то, наивные, опять понадеялись, что все не так жестко и буквально, но, увы…
Приехал уже под вечер тот самый Владимир, вооруженный пистолетом, и попытался на нас повесить тысячу разных грехов. Тут уж мы все окончательно поняли, молча собрали вещички и попросили разрешения удалиться, раз уж мы такие-сякие, никому не нужные. На что услышали в ответ: «Вещи – к досмотру, вызываю милицию, вы задержаны, при неподчинении – стреляю».
Вот так-то вот, хотите – верьте, хотите – нет.
Ушли мы живые оттуда чудом, спасибо нашим выдержке и хладнокровию и тем подвыпившим ребятам, которые случайно оказались поблизости и были для господина офицера Владимира неудобными свидетелями его разнузданности и беззакония, а проще говоря – преступного посягательства на жизнь и достоинство ни в чем не повинных людей. Так мы и добрались домой, без денег и в состоянии глубочайшего стресса.
И чем закончится эта «эпопея с портупеей» – пока совсем не ясно. Может, головы свои сложим из-за несчастных, кровно заработанных 11 тысяч рубликов «чистыми», может, встретим осень в тюрьме, как обещали нам господа директора. Жив буду, расскажу обязательно.
С.КУЗЬМИН