В «семействе» региональных брендов Ульяновской области – пополнение. В начале августа СМИ сообщили, что Цильнинский район заявил о себе как «сахарная столица Поволжья».

У кого капуста круче?

Создается впечатление, что после отказа от монополии имени Ленина на ведущую роль в жизни нашего региона, «брендодельством» у нас занялись, кто во что горазд. За последние годы Ульяновск не единожды побывал в шкуре окружной «культурной столицы», «родил» немало пламенных патриотов и в то время, когда не вполне хватало средств обихаживать исторические памятники, увековечил в камне безвременно почившую в бозе букву «Ё». По дошедшей до нас информации, впоследствии некто внес предложение расширить «кладбище» кириллицы, создав целый пантеон мертвых букв русского языка. Если так пойдет и дальше, придется создавать специальную “алфавитно-мемориальную” компанию…

Широко разрекламированный памятник теще взор ульяновцев пока не радует – для семейных идиллий нашим землякам по-прежнему хватает и анекдотов. Но то, что именно наши земляки придумали слово «Чебурашка» – факт, однозначно признанный серьезной научной общественностью родного края. Разве что писателя Успенского обидели ненароком…

И «наше все», сам Пушкин, тоже любил бывать в Симбирске – приезжал сюда потусоваться с друзьями. Не беда, что совсем нечасто: это несовершенство транспорта вкупе с «дураками и дорогами» сделали свое черное дело. В конце концов, «Лексан Сергеич» много, где не был, – а у нас-то был, и на радостях даже вклад в местную экологию сделал: деревья сажал! Получается примерно как в том вечном фельетоне Аркадия Бухова, где свои воспоминания о Пушкине пишет внук извозчика, однажды подвозившего поэта…

Не отстают от областного центра и малые города области. В Сенгилее выпекают гигантские блины и как-то по-особенному празднуют Спасы. В Старомайнском районе вовсю «раскручивают» капустную тематику, как если бы там рос не этот типичный для средней полосы России овощ, а кокосы или авокадо. Не зря русский народ подметил: в родном краю и редька слаще. Стало быть, и капуста круче.

Столица блинная, столица капустная… Теперь вот еще Цильна собралась провести первый в России фестиваль сахара. Осенью райцентр обещал пригласить гостей для того, чтобы посоревноваться в силе – поднятии мешков с сахаром, и творчестве – изготовлении сахарных фигур.

И никто не усомнится в аутентичности идеи нового бренда. «Но ведь Сахарной столицей по праву скорее может называться какая-нибудь банановая республика!» – найдутся скептики. «Неправда, – возразят патриоты. – Имеем право. У них там тростниково-сахарная столица, а у нас совсем другая, свекольная будет…»

Вмятина на Вселенной

Вообще, практика разного рода «столичных» городских брендов – штука довольно распространенная в развитых странах мира. К примеру, согласно результатам недавнего экологического конкурса, титула «Зеленой столицы Европы» совершенно законно удостоятся Стокгольм и Гамбург – в 2010 и 2011 годах соответственно. Но этим городам пришлось испытать на себе не блажь доморощенных пиарщиков: они прошли действительно серьезный отбор и, чтобы претендовать на «столичность», сначала добились реальных успехов в улучшении экологической обстановки. Разве не показателен тот факт, что 95% стокгольмцев живут в пределах не далее 300 метров от зеленых массивов? Не то, что у нас: взяли – и назвались…

Нормальный городской бренд – это не капуста, не свекла, а то, что в действительности имеет какое-то значение для самих жителей. Поезжайте в Португалию, посетите город Порто, зайдите в любой из множества винных погребов на берегу реки Дору и непременно услышите чудесные истории о том, как появился на свет известный каждому напиток «портвейн», в действительности прославивший то местечко на весь мир. Часто ли вам приходилось слышать, чтобы в быту наши люди с увлеченной гордостью обсуждали сахар, как таковой? То-то же. Ну, разве что пресловутую талонную систему вспомнят всуе, да и то не всегда вполне литературным слогом…

В Амстердаме вас везде будет сопровождать красочный логотип “I amsterdam”, в котором присутствует игра слов I am (я есть) и название самого города. Каждый житель острова Бали гордится: «Мы живем в раю». Голливуд – признанная столица мирового кино. Рим – центр христианства, здесь живет Папа Римский. Эйфелева башня есть только в Париже. Правда, есть еще копии, но подлинник-то один. Все это сложилось исторически, вне какого-либо надуманного узурпирования «привилегии» или навязанности сверху: мол, а теперь радуйтесь и тому, что у вас на огороде растет . Да оно ж много где по России растет… Тогда уж взглянем правде в глаза и по-честному назовемся столицей Персиковой. А вам форма плода определение ситуаций, в которые мы все время от времени попадаем, не навевает?.. Как говорил основатель одной всемирно известной компьютерной компании: «Давайте оставим вмятину на Вселенной!» Самое время задуматься, какую же подлинную «вмятину на Вселенной» намерена оставить наша территория перед лицом Вечности?!

Выдающаяся «серость»

Очевидно одно: создать собственный образ города (особенно малого) сегодня пытаются по всей стране, а не только в Ульяновской области. К примеру, в Угличе воспевают местную традицию выращивать коз для пуховых платков и даже открыли музей этого животного. Город Великий Устюг не без успеха претендует на звание родины Деда Мороза. В Старой Руссе убеждены, что именно здесь происходило действие романа Достоевского “Братья Карамазовы”. В городе Козьмодемьянске считают, что именно их город под именем Васюки описан в романе Ильфа и Петрова “Двенадцать стульев”. Здесь открыли Музей Остапа Бендера, а стены домов города расписали сюжетами из романа. А у приехавших в Мышкин не остается сомнений – весь город занят производством и продажей мышей. Речь идет о сувенирах. Мышек в Мышкине рисуют, лепят, вырезают из камня, делают из сосновых шишек, лепят из воска, расписывают матрешки мышиными сюжетами… Туристы проходят мимо бесконечных рядов с “мышиными” лотками и киосками. “Мышиная” промышленность даже затронула процесс развития русского языка. Например, в Мышкине не говорят “дать на чай”, а произносят “дать на сыр”…

Но МЫ – не МЫшкин. И «на блины» в Ульяновскую область по-прежнему никто не ездит. Туристическая инфраструктура не развивается, а из всех «вещественных» достопримечательностей местных «столиц» можно отметить разве что большую сенгилеевскую сковороду…

Да, будущее России – в возрождении провинциальной глубинки. Но для ее развития нужны не доморощенные оды в честь блинов или сахара, а глубокие инфраструктурные изменения: новые дороги, гостиницы (многие из тех, что еще остались в Ульяновской области, кстати, пребывают в жутком состоянии, этакая неведомая миру категория «минус пять звезд»), автостоянки, магазины и кафе. И только после этого можно подыскивать нормальное «столичное» название-бренд. Будьте спокойны, при достойной жизни и с названием никаких проблем не возникнет.

Александр РУСИНОВ