В этом году абитуриенты столкнулись с невиданными доселе правилами поступления в вузы. Серьезные проблемы при поступлении испытали и ульяновские ребята.
Степан поступил в этом году в УлГТУ на специальность «прикладная лингвистика». Документы он подавал также и в УлГУ, и в УлГПУ. Это, к слову, одно из нововведений нынешнего года. Из-за того, что абитуриентам не нужно сдавать вступительные экзамены, а учитываются только результаты ЕГЭ, заявления можно разослать хоть во все университеты России – никаких ограничений здесь вообще нет. Степан рассказал в основном о минусах новых правил поступления.
– Как ты относишься к тому, что поступают теперь только по результатам ЕГЭ?
– Резко отрицательно. Организация единого госэкзамена пока что не на должном уровне. Не во всех школах экзамен проходил честно – иногда школьники едва ли не открыто пользовались мобильными телефонами, а уж про подсказки и говорить не стоит. Очень расстраивает время проверки ЕГЭ. Приходится целую неделю ждать результатов – так можно с ума сойти! Есть претензии и по тому, как составлены задания. Да и вообще ЕГЭ – это лотерея какая-то. Уж лучше бы мы вступительные экзамены сдавали, как раньше. Тогда хотя бы учитывались достижения абитуриента. А теперь взял я свою толстую папку со всеми грамотами, что получал, пока учился в школе, а они совершенно никому не интересны.
– Как считаешь, нужно ли ограничивать количество вузов, в которые абитуриент может подать заявления?
– Если только организацию экзаменов сделают на высшем уровне. А в таком бедламе – не нужно.
– Говорят, что ЕГЭ – отличный способ борьбы с коррупцией при поступлении.
– Коррупции меньше, я думаю, не стало. Посмотрите только на все эти репортажи, где рассказывается о стобалльниках, которые по-русски связать двух слов не могут. Или вот я случайно услышал в УлГТУ разговор двух девушек о том, что с них сняли по пять баллов за ЕГЭ, потому что школа эти баллы им накинула! Как это сделали – ума не приложу. Коррупция никуда не исчезла, может, только мимикрировала – и все.
– Много льготников у нас в Ульяновске, получилось, поступило?
– Думаю, около 50% всех бюджетных мест – льготники.
– У меня в сумме – 206 баллов, а у льготника – 163. Он прошел, а я – нет. И кому это надо? – сокрушается Витя, которому пришлось поступать на внебюджетную форму обучения в УлГУ.
Говорит Андрей: – Я хотел поступить в Московский университет нефти и газа им. Губкина. Но не прошел туда – все бюджетные места заняли льготники и победители разных олимпиад. Ужас какой-то!
Хотя Андрею жаловаться вроде бы не резон.
Он, житель села Большое Нагаткино, отныне студент МГТУ. Как знать, прошел бы он туда, если бы не появились новые правила поступления?
Нужно еще сказать и об организации поступления. Абитуриенты с ужасом вспоминают о бюрократии при подаче и оформлении документов.
Пройти столько инстанций, чтобы поставить две подписи, ждать два часа только ради одной строчки… В общем-то, такая ситуация не только в этом году. Что прошлогодние абитуриенты, что нынешние – все стояли в очередях по семь часов ради того, чтобы подать документы. И еще: – Раздражает спонтанность, – говорит Степан.
– Я поступил еще и в УлГПУ, но подлинники документов уже лежали в политехе. Ну так ведь мне позвонили из педуниверситета утром и сказали, что у меня есть всего час для того, чтобы предоставить подлинники. Я не сильно расстроился, потому что уже решил остаться в УлГТУ.
Ну а если бы мне, например, из Москвы позвонили и попросили в течение часа предоставить документы?
Конечно, позитивные моменты есть. Один из них – не нужна дополнительная подготовка для вступительных экзаменов. Абитуриенты свободны летом. Свобода, конечно, относительная, но все же нет этой предэкзаменационной трясучки. Еще один – в другие города действительно легче поступить, не нужно никуда ехать, просто отослал документы – и жди результата. Ведь раньше приходилось порой выбирать – ехать ли в Москву сдавать экзамены или остаться в Ульяновске вдруг в столице «пролетишь»? Наверняка, довольны и льготники. Им теперь на бюджет гораздо легче поступить.
Министр образования РФ Андрей Фурсенко утверждает, что все прошло хорошо и плюсы ЕГЭ и новых правил поступления очевидны. Затеяли, может, действительно хорошее дело. Только вот послушаешь абитуриентов и их родителей, и единственный плюс, ими упоминаемый, – это отсутствие дополнительных экзаменов. А дальше говорят все больше о минусах. Вот и думай – а оно того стоило?
Сергей ГУРЬЯНОВ.
Родитель
Нас сначала пугала новая форма поступления в вузы, хотя учителя убеждали нас, что поступление по результатам ЕГЭ для детей выгоднее. И учителя оказались правы: почти весь класс поступил на бюджетные места, всего 4 человека – на внебюджет. Если бы поступление было по-старому, навряд ли наши дети учились бы в вузах по всем известным причинам.
Хочется отметить работников приёмной комиссии УГТУ за их внимание к абитуриентам: каждому объяснят, как заполнять документы, успокоят, помогут разобраться в непонятных ситуациях. В УЛГУ не так.
Родитель студента 2 курса
На личном опыте в прошлом году убедились в преимуществах поступления по результатам ЕГЭ. Все "страшилки" распространяют те, кто потерял существенный источник дохода в виде всевозможных "репетиторств с гарантированным поступлением", практиковавшихся ранее
Родитель студента 1 курса
ЕГЭ, может, пугали зря, только на репетиторов для подготовки к ЕГЭ мы тратили по 1500 руб. в неделю, начиная с октября. Отличные преподаватели, подготовили ребенка великолепно. Сдали по всем выбранным ЕГЭ в среднем на 60 баллов без всяких "левых приемчиков", честно сдали, по истории России вообще 80,6% верных ответов по всем 3 разделам. Поступили в УлГТУ, но…. на коммерческой основе, бюджетных мест на специальности всего-то раз-два и обчелся, группу толком укомплектовать не могут – дороговато, мы копили одну из пенсий поглгода на один семестр, на следующий семестр будем опять копить. Надеемся, ребенок хорошо проучится первый курс и будет возможность перейти на бюджет. Могли поступить в УлГУ, на любую специальность и намного дешевле. В УлГПУ – без вариантов, блатников – море. И пусть попробуют за наши небогатые деньги дать некачественное образование и не возиться с ребенком – затаскаем по судам.
Некто
Всё лжа и неправда ваша, СК. Без ЕГЭ было бы всё точно так, но никуда бы вы не поступили, или бы купили отсутствие нервотрёпки взяткой.
Родителю 1 курса. Хорошее образование не может быть бесплатным. Сами тогда занимайтесь с ребёнком вместо работы. Согласны?
Родитель
Хорошее образование может и должно быть бесплатным для родителей, платящим налоги, в том числе на содержание образовательных учреждений. Бюджетные вливания в ообразовательную сферу – очень солидные. Дополнительные образовательные услуги, согласен, могут оплачиваться за счет желающих родителей и студентов. Лицей Эдварса – хороший пример в сфере среднего образования. Хороший пример в сфере высшего образования – Сорбонна, в которую бесплатно может поступить любой желающий и проучиться целый курс, а уж потом, если сможет, продолжить либо бесплатное обучение, при наличии желания и успехов, либо учиться платно – при остутствии достаточной подготовки, но наличии желания иметь образование. Европа давно идет по этому пути, и ничего в нем страшного не видит. IВ США развита система грантов для обучения детей, имеющих мозги, но не имеющих достаточных денег. У нас гранты заменены бюджетными отчислениями. Что лучше, пока непонятно.
yellow
Главный урок ЕГЭ
Через народ перепрыгнуть нельзя.
Интересно читать российскую Конституцию. И даже весело. В статье 3, например, говорится: «…Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Переводя эти слова с юридического языка на нормальный, это означает, что воля народа – закон для всех органов власти, существующих в стране. Власть должна делать не то, что ей нравится, а именно то, что хочет народ как единственный источник власти. (Между прочим, отсюда возникло и понятие «враг народа», которое придумали вовсе не большевики, а революционные французы: враг народа тот, кто игнорирует волю народа.)
Но кто против Конституции? Вообще-то никто. Однако обратите внимание на интересную закономерность. В нашем демократическом государстве (демократическое – это первое определение РФ по той же Конституции) как-то так повелось, что власти упорно игнорируют именно мнение и волю народа. Началось это, пожалуй, еще с референдума по сохранению Союза ССР, когда 72% населения сказали Союзу «да», а что сделали власти? И далее пошло-поехало. Народ был против капитализма, но ему его навязали обманом. Народ был против купли-продажи земли – навязали куплю-продажу. Народ был против разрушения на селе коллективных хозяйств – навязали фермерство (при нашем-то климате!) Народ бы против монетизации льгот – проигнорировали. Народ выступает против одностороннего разоружения России, а в итоге армию превращают в комендантскую роту под руководством министра Сердюкова, одна фамилия которого деморализует личный состав Российской армии. Но кого-то, видимо, воодушевляет.
И вообще что касается одиозных личностей, то тут картина игнорирования воли людей выглядит особенно красочно. Народ уже звереет при одной фамилии Чубайс (что, власти этого не знают?), а в итоге Чубайса ставят с одного судьбоносного участка развития государства на другой. Теперь – на нанотехнологии. Или взять того же непотопляемого Зурабова, не к ночи будет упомянуто его имя!.. Ну и что с того, что у народа от названных (как и многих других) деятелей уже сыпь по коже? Главное, что они устраивают власть.
И наконец о предмете данной статьи. Россия буквально встала на дыбы против введения ЕГЭ (Единого государственного экзамена). И как власть на это отреагировала? Она выкрутила руки всякой там «общественности» и продавила-таки эту идею на уровне закона и массовой практики. Люди просто шокированы этой мерой, думают: как же можно совершать такую ошибку? Она же и очевидна, и фатальна. Ведь ЕГЭ в сущности делает ненужной школу вообще: натаскать на ЕГЭ можно и дома, используя тех же репетиторов.
А кто сказал, что это ошибка? ЕГЭ вовсе не ошибка, а сознательная политика и воля власти, противоречащая воле собственного народа, но отвечающая воле зарубежных противников, или, скажем мягче, конкурентов России. Ведь чем будет определяться лидерство государств на международной арене в обозримой исторической перспективе? Нет, не уровнем развития экономики и не уровнем развития науки и техники и даже не модными ныне нанотехнологиями. Все перечисленное не первично, а вторично или даже третично. Лидерство государств будет все более определяться качеством образования. Следовательно, сфера образования – это также и сфера «военных действий» (конкуренции) между современными государствами за лидерство на планете.
ЕГЭ – одно из мощнейших орудий в этой конкуренции. И по России пальнули именно из этого орудия. Оно похоронит наше образование и уже хоронит его. А вместе с образованием будут похоронены и перспективы России на будущее. Нет, никогда ей теперь не лидировать в мире. И даже нельзя думать об этом. ЕГЭ – это торпеда, пущенная и попавшая в борт корабля нашего государства. Это одновременно и глупость, и преступление против настоящего и будущего страны. Таков, на мой взгляд, подлинный смысл введения ЕГЭ – лишить Россию надежд и перспектив на возрождение.
Мощь этого оружия – в его коварстве, ведь оно преподносится как громадный прогресс в образовании. С каким же жаром эта мера отстаивается А.Фурсенко и его министерством! Залюбуешься. Это ввергает в смущение даже убежденных противников ЕГЭ. У них возникает сомнение в своей правоте, ломается воля. Люди думают: там же, наверху, сидят неглупые люди, неужели они не понимают всей пагубности ЕГЭ? Значит, никакой угрозы нет… А она более чем реальна. Не секрет, что России давно отведена роль сырьевого придатка в буржуазном мире. А чтобы качать газ и нефть, не нужны ни Ломоносовы, ни Менделеевы, ни Королёвы. Потому-то русским хватит образования и на уровне ЕГЭ. Спрашивается, к примеру, смог бы тот же С.П.Королёв сконструировать ракету, поднявшую Ю.А.Гагарина в космос, если бы он учился в рамках ЕГЭ?
Почему же ЕГЭ так разрушителен для образования? Потому что он «бьет» мимо целей образования. Ведь в чем главная цель образования? Сошлюсь (на удивление себе и читателям) на выступление Барака Обамы во время его визита в Москву в июле 2009 года. Так вот этот американский президент взял и заявил, что будущее определяется не оружием, а креативностью сознания людей, чем, думаю, пристыдил и наших сторонников ЕГЭ, и саму его идею. Значит, цель образования – креативная (творческая) личность? Именно так. Но разве ЕГЭ работает на эту цель? Никак нет. Ведь ЕГЭ предполагает угадывание правильного ответа, в лучшем случае – его знание. Но, спрашивается, где и когда жизнь предлагает человеку для выбора несколько ответов? Разве что в передаче «Кто хочет стать миллионером?». В остальных же случаях жизнь предлагает нам одновременно несколько загадок. И ни единого ответа. Найти ответы на поставленные загадки может только креативная личность.
ЕГЭ же предполагает, что верный ответ на поставленный вопрос уже есть. Угадай его, раз уж не знаешь, – и все дела. Но ведь такой уровень образования – самый примитивный. Это возврат к человеку умелому, обитавшему 2 млн лет назад. Сегодня же человек, особенно инженер, исследователь, ученый, педагог, повторяю, сплошь и рядом сталкивается с проблемами, не имеющими ответов. Ответ нужно найти в себе самом – сотворить его. Тут нужен поиск, эксперимент, готовность к неудачам, упорство, отчаяние, новый эксперимент и т.д. Таковы реальности жизни и профессиональной деятельности. Они никак не вписываются в возможности и цели ЕГЭ, а вписываются в то, о чем сказал Обама, – в креативность сознания.
Доказывать вред ЕГЭ – ломиться в открытую дверь. Но приходится, раз уж нас постигла эта катастрофа. Зададим в этих целях, в дополнение к вышесказанному, несколько вопросов на размышление.
Разве СССР стал бы лидером мирового образования благодаря ЕГЭ?
Насколько ЕГЭ отражает традиции российского образования?
Разве не является ЕГЭ грубым и циничным отрицанием лучших достижений педагогической науки, опыта педагогов-новаторов?
(Известно, что США являются лидером в реализации ЕГЭ, но разве США – лидер мирового образования? Они скупают мозги по всему миру, не отравленные ЕГЭ, потому-то вроде бы и «лидируют» в образовании.)
Разве не правда, что творческая личность на любые вопросы ЕГЭ ответит скорее всего по-своему и тем самым провалит экзамен?
Разве ЕГЭ – лишь конечный этап в обучении школьников (эпизодик маленький)? Нет, это мера системного характера, которая ломает всю парадигму школьного образования, и особенно мотивацию обучения детей.
Разве итоги за 2009 учебный год оправдали надежды на ЕГЭ? Удивительно, но лучшие результаты по знанию русского языка показали не русские школьники – это как понимать? Высшие учебные заведения завалены заявлениями на поступление от детей-инвалидов, получивших инвалидность почему-то именно в апреле–мае 2009 года. Это не признак ли коррупции? А ведь сторонники ЕГЭ рвали на себе рубашку, доказывая антикоррупционную направленность этого средства. На деле же к прежним формам коррупции в образовании ЕГЭ добавил новые.
Кто-то скажет: что толку рассуждать о вреде ЕГЭ, если решение уже не изменить? На этот, конечно, «интересный вопрос» я бы ответил так.
Во-первых, почему же не изменить, если, как учил Гераклит, все течет, все изменяется. Надо использовать все доступные общественности формы борьбы за отмену этой глупости, а не складывать крылышки. Молчание по поводу ЕГЭ равносильно соучастию в преступлении. Еще более мерзко в угоду властям расхваливать эту меру.
Во-вторых, ЕГЭ можно и игнорировать, в том смысле, что он все же не запрещает педагогам проводить занятия интересно, творчески, вдохновенно, имея целью формирование именно творческой личности.
Наконец, в-третьих, нужно и школьникам разъяснять, что они учатся не для ЕГЭ. Дети не хуже взрослых должны понимать, что ЕГЭ – патология в образовании. Под давлением фактов – чудовищного падения качества образования – власти в конце концов будут вынуждены отменить его как одну из грубейших ошибок-преступлений в деле созидания будущего страны.
Этой бы «ошибки» не произошло, если бы российские власти, наконец, поняли простую истину, что глас народа – глас божий. Если бы они, наконец, поняли, что нужно реализовывать волю народа, а не игнорировать ее. Если бы они читали на ночь Конституцию Российской Федерации, где сказано: народ – единственный источник власти. Возможно, именно ЕГЭ, наконец-то, и убедит власти в мудрости народа, с которой нельзя не считаться. Это бы и стало главным уроком ЕГЭ, единственно полезным его результатом.
Н. БОНДАРЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент.
Ставрополь.
МВД: Введение ЕГЭ привело к росту мошенничества в вузах
В российских вузах в связи с введением единого госэкзамена (ЕГЭ) стали все чаще отмечаться факты мошенничества в отношении абитуриентов с невысокими баллами, сообщил заместитель начальника департамента экономической безопасности Министерства внутренних дел России Алексей Шишко.
По его словам, сотрудники вузов берут деньги с таких абитуриентов в качестве взяток за гарантированное поступление. Он пояснил, что бывают случаи, когда абитуриенты с высокими баллами подают документы в несколько вузов, проходят по конкурсу и потом выбирают какой-то один. На незанятые ими места зачисляются "очередники" с более низкими баллами. Мошенники же утверждают, что это их заслуга.
С начала 2009г. в России в сфере здравоохранения и образования выявлено 2,2 тыс. фактов мошенничества.
Департамент экономической безопасности с 1 сентября 2009г. намерен провести среди студентов акцию "Береги паспорт смолоду". Она направлена на предотвращение фактов регистрации фирм-"однодневок" по потерянным паспортам, в том числе студентов
кому интересно полное понимание темы: http://www.avanturist.org/forum/index.php/topic,410.0.html
Некто
Бесплатное образование в приличном виде возможно лишь тогда, когда налоговые деньги не разворовываются чиновниками, а преподаватели получают достойную зарплату. а руководят ими – профессионалы. Согласитесь, что гораздо проще заплатить за образование конкретного своего ребенка, чем изменить всё это.
Родитель
Да я не против был платить 500 рублей за академический час отличным преподавателям, которые действительно подготовили моего не очень подготовленного ребенка и действительно профессионалов и добрейшей души людей. Но тогда надо прекратить перекрестное субсидирование и оставлять мне деньги, которые собираются в виде налога на физических лиц и из которых содержатся муниципальные образовательные учреждения и даже ВУЗы. Либо действительно приводить в порядок и финансирование, и контроль, и перечень платных предметов. Если у Эдварсов работает, почему не может работать везде? Они же задачу решили принципиально, значит, осталось только этот принцип применить к остальным образовательным учреждениям. Конечно, учитывая специфику каждого уровня и каждого учреждения.
Некто
Что Вы так хвалите Эдварсов? Лично не знаком с их работой, но они уж не за бесплатно работают. А в большинстве школ и работать не могут и за такую зарплату не хотят. Это связанные вещи. А от образования государство публично отказаться не может, так что платите налоги. Ну или не платите :)
yellow
У эдварсов за деньги. Учителям и врачам государство платить не хочет, а власть на местах пилит соответствующий бюджеты. Откуда в сложившейся системе взятся молодым, высокопрофессиональным кадрам? не будет их, никогда. Пока труд врача и учителя не будет оплачен на равне с прокурором и судьей.
Родитель
А кто сейчас работает за бесплатно, на что же они живут? Деньги не отменили, как когда-то обещали, в 1980-ом году. Я законополушный гражданин, в своем деле, смею надеяться, понимаю толк, всю жизнь живу своим трудом и за все плачУ. С Эдварсами лично не знаком, но читал много и слышал много лестных отзывов, в том числе от репетиторов моего ребенка, не верить им у меня нет причин.
Родителю
Я так понимаю, вы не производите ни "МИГ"и ни T-90 и не входите в балетную труппу Большого или Мариинки. Все остальное в нашей стране, по качеству сильно не отличается ни от качества образования, ни от качества лечения. А уж если не дай бог, еще и на УАЗе работаете, то вапм лучше вообще про свою работу не писать ничего… А как исправить положение? Мне кажется, начинать нужно с образования, как фундамента грамотности любой из профессий, не судьям нужно з/платы в 70 килорублей рисовать, а учителям. Тогда на педунивер будет принимать студентов с количеством баллов от 250!!! И процесс появления умных педагогов начнется. Далее по цепочке.
Родитель
А с чего Вы взяли, что я не произвожу МИГи или комплексы Тор? Про УАЗы Вам лучше не судить, потому что россияская армия десятилетиями ездит на УАЗах и претензий особых не имеет, любая армия хотела бы иметь такие машины, ремни которых можно запросто заменить солдатским ремнем или колготками попутчицы и ехать себе до гаража. С комфортом, конечно, был напряг, ну да мы – не американцы, мы как-то больше воюем, а не отдыхаем. Хотя сейчас и комфорту изрядо добавили. Умных пелагогов у нас много, на Вас только не хватило, это Ваша проблема и беда.