Круглый стол на тему «Противодействие попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны. Руки прочь от Победы!» прошел в Законодательном Собрании области.
Открыл работу «круглого стола» Председатель Законодательного Собрания Ульяновской области Борис Зотов. Он отметил, что подписанный 15 мая 2009 года Президентом РФ Дмитрием Медведевым Указ «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» появился очень вовремя.
Все чаще мы сталкиваемся с запредельными по своему цинизму вещами, когда, к примеру, латвийские власти преследуют бывшего партизана Василия Кононова и при этом привечают латышских легионеров из «Ваффен-СС». Когда в Эстонии сносят памятник Бронзовому солдату – освободителю и тут же открывают памятник эсэсовцам.
Еще одним ярким примером желания кардинально переформатировать историю Второй мировой стала недавняя резолюция Парламентской ассамблеи ОБСЕ о возложении равной ответственности за развязывание Второй мировой войны на фашистскую Германию и СССР. Сутью этой резолюции, по мнению спикера регионального парламента, является попрание исторической правды и пересмотр итогов войны. «Сделана попытка поставить на одну доску фашистскую Германию и СССР, возложить равную ответственность за развязывание войны на агрессора и её жертву», – отметил Борис Зотов.
На экранах кинотеатров и телевизоров широко демонстрируются фильмы о войне, которые, по мнению участников тех событий, ничего, кроме неуважения к своей стране, породить не могут.
Много нареканий вызвал современный подход к преподаванию истории войны в школе. Многие участники «круглого стола» говорили, что некоторые учебники истории просто обескураживают. Героическая битва советского народа с фашизмом излагается в нескольких куцых абзацах, из которых школьникам невозможно понять, какой ценой, каким напряжением физических и духовных сил достались нам все эти сражения и победы. Особенно удручает то, что со страниц учебников истории исчезли имена героев войны. Там не найдешь даже кратких упоминаний о Зое Космодемьянской, Александре Матросове, Олеге Кошевом. Особую критику даже самих преподавателей истории вызывает школьный учебник авторов А.Н. Левандовского и Ю.А. Щетинова «История России. XX век». На все военные события Великой Отечественной войны, все периоды и битвы в данном учебнике отведён всего один параграф. Невнятная скороговорка, механическое перечисление множества дат, практически полное отсутствие личностной стороны истории войны – всё это приметы данного учебника, а ведь он рекомендован для преподавания в средней школе.
Как результат – отношение подрастающего поколения, которое в Интернете обсуждает события тех времен в таких словах и формулировках, что приходится признать; среди потомков солдат Победы немало тех, кто искренне уверен, что Великую Отечественную мы проиграли. Что освобожденная от фашистов Восточная Европа была оккупирована Красной армией. А ветераны 20-й эстонской дивизии СС в Эстонии – славные борцы со сталинским режимом. Шокирует и отстраненный тон, в котором подростки ведут дискуссию в своих блогах: так говорят о персонажах кино, но не о собственных, погибших в 20 лет прадедах. О большем моральном ущербе интересам России говорить трудно.
Конечно, еще не все потеряно. Согласно социологическим опросам, до 90 % наших соотечественников на вопрос «Чем в тысячелетней Российской истории вы гордитесь более всего?» отвечают: «Победой в Великой Отечественной войне». И сейчас эту гордость у нас пытаются отнять. Увы, небезуспешно.
Завершая работу «круглого стола», Борис Зотов предложил обобщить все доклады и выпустить их отдельной брошюрой, которую можно было бы распространять по школам, средним учебным и военным заведениям. Ведь что может быть подлиннее и правдивее, чем рассказ реальных участников событий. «Если мы не будем этим заниматься, то рискуем потерять новое поколение», – отметил Борис Зотов.