В последнее время ульяновская пресса вновь обратила свой критический взор на проект «Ленинские горки», в результате реализации которого прежде ровный и зеленый склон правого берега Волги уже приобрел довольно-таки скорбный вид. И если раньше въезжающие в Ульяновск по волжскому мосту гости любовались почти швейцарским видом грандиозного холма и старым Венцом, то теперь их взгляду предстает развороченная, неровно «бритая» поверхность, словно зеленый холм старинного Симбирска вдруг заболел каким-то гигантским «стригущим лишаем».

В ситуации обострения критики и было объявлено о строительстве на «Ленинских горках» так называемой «Национальной деревни», заранее названной «культурным комплексом-музеем». Большой и дорогостоящий проект, вопреки утверждениям, отнюдь не является уникальным: его аналоги с начала 2000-х годов уже существуют в Оренбурге и Саратове, а опыт строительства в последнее время изучается в Самаре, Республике Коми, Карелии.

Что сказал чиновник…

Сразу начнем с того, что в управлении внутренней политики правительства области, занимающемся проблемой национальностей, какую-либо развернутую информацию по вопросу строительства «Национальной деревни» нам дать отказались, предложив только…уже опубликованный пресс-релиз: не время, мол, разглашать подробности. Нежелание чиновников помочь журналистам подготовить обыкновенный материал вызвало паранойяльное недоумение: что это за объект такой секретный? Разве «гражданская» общественность не имеет права знать, к примеру, в какую сумму обойдется налогоплательщику то или иное «перспективное» начинание, и чем конкретно его заочно решили радовать на сей раз?

В филиале ЦНК, центре по возрождению и развитию национальных культур, подробностей проекта, как оказалось, тоже еще не знают. «Видимо, окончательного понимания, что это будет, пока нет, — развела руками руководитель ЦВРНК, Нурия Туркова. – Но если существует положительный опыт других регионов, то почему бы и не построить? Наверное, небольшие этнические музеи плюс прикладное функционирование: кафе с кухней народов Поволжья, магазины с национальными товарами – армянской керамикой, татарскими тюбетейками и тому подобной мелочью, – вот как я это представляю. К тому же, идею традиционной деревни, объединяющей разные ветви одного народа, мы уже не раз использовали в своей работе: скажем, в селе Кивать, когда проводили мордовский праздник «Масторавань морот». Вообще ничего нет такого, что нельзя было бы воплотить…».

Последнее утверждение почему-то вызывает наибольшие сомнения. Разве мало знает наш регион примеров красиво спроектированных долгостроев?! Да и сам созданный во времена расцвета Советского Союза несчастный парк «Дружбы народов», на территории которого разместится новая «деревня», уже пережил несколько «вредных для здоровья» экспериментов. И те памятники, которые недокрушили ульяновские вандалы, сегодня приканчивают очередные экспериментаторы. Не помог даже фестиваль «Культурная столица», в рамках которого планировалось с размахом реанимировать «народную дружбу» в масштабах ПФО. Десятилетия запустения, заброшенности и неопределенности будущего одного из красивейших уголков природы симбирского края! — что-то еще ждет многострадальный парк впереди…

«Мертвый ребенок»?

Энтузиазм Нурии Турковой не разделяет директор музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Александр Зубов. А уж его-то, как главного регионального эксперта в области создания и сохранения музеев-территорий, по идее, должны были привлечь к разработке нового проекта одним из первых.

«Я практически ничего не знаю о «Национальной деревне», кроме того, что прочитал в прессе, — говорит Александр Николаевич. – Совещаний по этому поводу не проводилось. И я не усматриваю никаких параллелей «Национальной деревни» с нашим музеем-заповедником. Могу только предположить, что это будет новый бизнес-проект, имеющий отдаленное отношение к культуре. Кафе, рестораны – другой перспективы я пока не вижу. По-моему, очередной мертворожденный ребенок…».

Офциальная информация выглядит намного привлекательнее. «Отведать татарский эчпочмак, запить узбекским айраном или примерить армянский архалух в ближайшее время можно будет на территории бывшего парка Дружбы народов… — ну просто не планы, а фрагмент из сказок «Тысячи и одной ночи». — Здесь будут представлены все пять культурно-национальных автономий и с десяток общественных организаций. Каждая автономия создаст на территории комплекса свои подворья, на территории которых разместятся музеи, экспонирующие предметы быта и изделия народных промыслов; небольшие кафе, мотели, редакции газет и открытые площадки для проведения народных гуляний и общественных мероприятий». Внушаеть, как говаривал незабвенный Хрюн Моржов…

Деревня или торговый центр?

В общем-то, описание сие с незначительными вариациями присутствует в документах на уже существующие в других регионах «национальные деревни». Так что, по сути дела, идея не только не уникальна, но и просто не нова. А посему, скорее всего, не способна будет превратить наш регион в «туристическую Мекку», радикально улучшив ситуацию с притоком гостей города. С другой стороны, удовольствие это явно недешевое. К примеру, затраты на строительство «национальной деревни» в Ленинградской области оцениваются в 2 миллиона долларов, потребность в инвестициях с целью возведения комплекса зданий и сооружений национальной деревни на полуострове Сиглан Магаданской области — в миллион баксов. Это не считая средств на содержание. О том, в какую сумму оценивается ульяновский проект, и из каких источников будет проводиться финансирование, официальные пресс-релизы умалчивают. А хотелось бы знать…

Кроме того, даже уже выстроенная «национальная деревня» в поволжском Саратове переживает не лучшие свои времена. К примеру, пишут, что многие подворья здесь — на замках. Саратовские газеты называют это существованием в «промежуточном состоянии» с «неопределенным статусом». Саратовский комплекс некогда тоже задумывался с большим размахом. «В общем, — отмечают наши саратовские коллеги, — идея была хорошая, а получилось как всегда… С полной уверенностью назвать «Национальную деревню» музеем до сих пор нельзя. — И каким будет итог, неясно: станет ли саратовская национальная деревня настоящим этнографическим музеем или окончательно превратится в торгово-развлекательный центр?».

Опыт соседей настораживает. До сих пор в «национальной деревне» Саратова нет газа, воды и канализации, на проведение коммуникаций необходимы «длинные» миллионы. Видел, в каком плачевном состоянии находится и Музей архитектуры и быта народов Поволжья, что в Нижнем Новгороде — по идее, сходный с «национальной деревней» архитектурно-этнографический комплекс. Причина обветшания как всегда в том, что на достойное существование национальной истории в дереве не хватает финансирования… Словом, хотелось бы надеяться, что, прежде чем затевать очередную «стройку века», в Ульяновской области понимают все ее сложности. Твердо осознают, что «потянем».

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что, в отличие от Саратова или Нижнего, процветающая «Национальная деревня» в Оренбурге — очень даже популярное место отдыха местных жителей. Здесь очень красиво, при каждом из девяти национальных подворьев гармонично сосуществуют музеи и рестораны. И вот уже проекту рукоплещут даже его изначальные противники. Ну, как тут не позавидовать?

«Земля Обетованная»

Да все бы, может, и ничего, и в самую лучшую да скорую «материализацию» планов «Национальной деревни» в Ульяновске охотно поверилось бы, кабы ее создание изначально не связывалось со скандальным брендом «Ленинские горки». А уж «горки» эти сегодня практически никому «ровными» не кажутся: как говорится, «наследили» изрядно. То тут перенос панно с территории грузинской площадки не был согласован с мэрией, то там в большей части отданной им зеленой зоны арендаторы-«ленинцы» не убирались, поэтому к делу пришлось подключиться тому же «Горзеленхозу». И у мэрии, по информации ее пресс-службы, к действиям «Горок» вроде бы остаются вопросы.

А в это время появляется информация, что руководство «Горок» и главный архитектор области Татьяна Тарасова уже предложили на выбор две площадки для размещения «деревни». Как вариант, вспомнили и про берег Волги слева от старого моста, несмотря на то, что территория эта пока занята «ветхим жильем». Однако какая же там землица «золотая» — заветная и «обетованная»! И деньги на благоустройство рекреационной зоны Центрального пляжа, под которую вроде бы подпадает эта территория, на счастье, в бюджете на будущий год уже заложены…

Хотя вот связанная с идеей «Национальной деревни» инициатива губернатора «оставшиеся в живых памятники парка Дружбы народов сохранить на своих местах и привести в порядок» вызывает только искренний восторг. Наконец-то! И предложение узбекской автономии рассмотреть вопрос размещения национальных уголков в соответствии с прежним расположением их в парке Дружбы народов – тоже, пожалуй, достоинство проекта.

С другой стороны, остается «призрачной» (лучше бы – «прозрачной») организационно-правовая сторона вопроса. На этапе строительства национальные автономии якобы получат свои участки в аренду. А когда «Национальная деревня» будет построена, диаспоры, вроде бы, должны оформить их в собственность. Правда, с оговоркой, что общим хозяином парка-музея становится ООО «Ленинские горки». Спрашивается, при чем тут снова эти «Горки», если строить будут другие? Или перед нами снова «та же Матрена», только в другом, национальном «сарафане»? Этакая новая форма в запутанной цепочке административной мимикрии?

Александр РУСИНОВ