Лекарственное обеспечение

О проблемах с лекарственным обеспечением на страницах СМИ в наше время заговаривают периодически: то тут льготники обеспечиваются с задержками, то там поддельные препараты рынок наводнили. Население, как правило, остро реагирует на любую информацию, касающуюся спасительных пилюль, а уж если речь идет о самой активной его части – о пенсионерах, тогда вообще…

Ульяновцы и жители области в этом смысле могут спать спокойно. «У нас лекарственный вопрос – наиболее отработанный», – сообщили журналистам представители регионального Минздрава. Неудивительно, что после назначения нового главы министерства тема лекарственного обеспечения льготных категорий граждан стала первой, по которой отчитались чиновники от здравоохранения.

Основная мысль: льготное лекарственное обеспечение граждан регионального уровня – больных сахарным диабетом, тружеников тыла, репрессированных – в Ульяновской области сохраняется на прежнем уровне. Хотя региональный бюджет и выделил больше средств, всю прибавку в финансировании «съел» рост цен на медикаменты. А в лечении семи хронических заболеваний, требующих наиболее дорогих лекарств, свою положительную роль сыграли централизованные поставки препаратов за счет средств федерального бюджета. Речь идет о нескольких сотнях миллионов рублей, выделенных на медикаментозную поддержку льготников.

Специалисты Минздрава утверждают, что в целом ряде случаев отечественные препараты показали себя надежнее, чем импортные. Вообще, мол, если два лекарства имеют одно и то же «действующее вещество» (основу), принципиальной разницы между ними, вроде бы, нет, разве что кроме цены. Дескать, это зачастую бывает сложно понять нашим пожилым людям, имеющим ничем не мотивированную привычку к тому или иному лекарственному наименованию… Между тем, опасения по поводу взаимозаменяемости лекарств могут быть не лишены оснований. Ведь многие эксперты сходятся во мнении: несмотря на то, что большинство заменителей – законные участники фармацевтического рынка, нельзя механически переносить данные исследований по терапевтической эффективности, полученные разработчиком оригинального препарата, на его аналог. Компания, выпускающая оригинальный препарат, имеет более длительный опыт производства данного средства, и, возможно, использует более совершенные технологии.

На настоящий момент свои права на “натуральные” льготы в части лекарственного обеспечения сохранили более 40 тысяч жителей нашего региона. Другие же написали заявления и отказались от них, заменив денежными выплатами, потому что, по признанию многих, не выдержали «волокиты»: то нужных лекарств нет, то на очередь в аптеке почему-то не ставят. Заведующая государственной аптекой №127, сориентированной на работу с льготниками, Галина Чистякова, утверждает, что на данный момент остался только один препарат, за которым больным приходится обращаться по системе «отсроченного обслуживания». По общему мнению представителей областного Минздрава, ситуация с обеспечением жителей области лекарствами в 2009 году в целом лучше, чем в предшествующий период. Прекрасно, если и правда так…

Однако цены на одни и те же лекарства в ульяновских аптеках по-прежнему значительно отличаются друг от друга. Разница легко может достигать 50 рублей, а в некоторых случаях – и большей суммы. В этом смысле, конечно, мы не очень далеко ушли от всей страны, но от этого никому не легче. Бесперебойное обеспечение льготных категорий граждан лекарствами – еще не показатель успешности областной фармации, и далеко не единственная составляющая лекарственной безопасности региона.

Александр РУСИНОВ, фото автора

Наша справка:

В России существует почти три тысячи оптовых организаций, торгующих лекарствами и средствами медицинского назначения, что в 1,5 раза больше, чем в США и Европе вместе взятых. Более 50% этих «оптовиков» перекупают лекарства у других оптовых структур. В ряде случаев выстраиваются цепочки из 3–4 компаний, что, конечно, приводит к значительному увеличению цены в аптеках.

(По данным Росздравнадзора, июль 2009 г.)