В прошедшую пятницу в Ульяновске прошёл региональный образовательный форум. Основными вопросами, решению которых и был посвящён региональный педсовет, должны были стать оценка и повышение качества образования, реализация национальных проектов и внедрение новых образовательных технологий.

На поверку основным вопросом на форуме стало обсуждение работы недавно созданного в области комитета по надзору с сфере образования. Существование данного органа обусловлено внедрением на местах системы оценки качества образования и предусмотрено целевой программой развития образования Ульяновской области до 2012 года, разработанной властями в прошлом году. Главная цель комитета, как указывают разработчики, «не наказывать учебные заведения, а указывать им на ошибки, задавать верное направление работы по улучшению качества образования».

При оценке деятельности учебного заведения должны учитываться такие показатели как достижения учеников, техническое оснащение и комфорт помещений, качество работы преподавателей. Особо было подчёркнуто, что наглядным показателем работы школ может служит прошедший единый государственный экзамен. «Перед проведением ЕГЭ в области была проведена серьезная подготовительная работа», – рапортуют специалисты отдела образования.

Между тем, – если уж касаться ЕГЭ как критерия оценки, – то судя по результатам экзамена, хвастаться нам особо нечем. Хотя ответственные лица и берут на себя смелость утверждать, что сдан он на оценку «хорошо», но для 247 ульяновских школьников это далеко не так — за оба обязательных предмета у этих ребят стоят «неуды» и аттестат для них остался несбыточной мечтой. Докладывается, конечно же, что на произвол судьбы двоечников не бросят. Обсуждение и решение их дальнейшей судьбы — как одна из проблем – в числе прочего входили в ту самую подготовку, о которой с такой гордостью говорят спецы от образования. Дети, не справившиеся с заданиями, смогут продолжить обучение в учреждениях начальной профессиональной подготовки на базе 9 классов. Кроме того, правила допускают вторую попытку к сдаче ЕГЭ. И то и другое весьма логично. Непонятно только, как же тщательно готовились чиновники от образования к тому, что неудавшийся абитуриент вуза пойдёт учиться в техникум? Непонятно и то, каким образом двоечнику помогут попытать счастья на следующий год? Не репетиторов же ему за государственный счёт наймут, в самом деле? А вот то, что с подготовкой к экзамену или без неё, школьники к сдаче ЕГЭ не готовы — очевидно.

В качестве оправдания, чиновники дружно указывают на то, что результаты ЕГЭ по сравнению с прошлым годом стали лучше. Спорить с этим трудно: в 2008-м только задания по математике стали непреодолимой преградой практически для четверти экзаменуемых Ульяновской области. В этом же году единый государственный экзамен проходил по 13 дисциплинам, и показатели успеваемости выпускников нашего региона оказались примерно на уровне общероссийских. Специалисты говорят, что основную роль в повышении качества знаний сыграл настрой самих учащихся, понявших, насколько всё серьёзно. Как ответила матери, поздравлявшей её с пятёркой за ЕГЭ моя знакомая выпускница-отличница: «Удивительно, мама, правда? Кто на что учился, тот на то и сдаёт!»

Почему же, в ряде случаев неудачной сдачи испытаний, руками дружно разводили не только сами выпускники и их родители, но и учителя? Должно быть правы те, кто утверждает, что дело в том, что никому не хочется заведомо провально оценивать свою работу: ведь если ученик плохо успевает, в этом немалая толика вины учителя, и выставляя оценку школьнику, педагог заведомо выносит вердикт и себе самому. А ЕГЭ в этом случае выступает в качестве тест-полоски, явно показывающей, что истинные результаты далеки от удовлетворительных.

Логично предположить, что именно для выявления такого несоответствия желаемого действительному и была создана упомянутая выше комиссия. Однако в отчёте о трудах контролирующего собрания выделяются несколько другие направления работы. В частности, подчёркивается существование особого подхода к оценке труда каждого педагога, паче всего в котором внимание уделяется проводимому учителями «воспитательному процессу, психологической работе и способности педагогов выявлять творческие способности учащихся».

В числе же акций, непосредственно направленных на корректировку работы образовательных учреждений по подготовке к ЕГЭ и проходящих под эгидой комиссии, были названы выезды в сельские школы так называемых «поездов просвещения». На практике эти «поезда» представляли собой группы, составленные из специалистов регионального центра, которые должны были прояснить все ключевые моменты работы чего-либо непонимающим сельским педагогам. Предполагалось, что после этих визитов уровень подготовки будет расти в геометрической прогрессии (а в ходе объяснения неясных вопросов сельчанам, горожане и сами, глядишь, для себя всё прояснят).

В общем, работа идёт. Серьёзная и ответственная. А если что не так — так всё на контроле, а комиссия — наготове! Приедет, пожурит, подскажет. Да только думается, что ответственному педагогу, да ещё простимулированному чем-то более весомым, чем отеческое похлопывание по плечу, и самому в удовольствие добиться ощутимых результатов в работе. Да и для школьников меры, что принимаются для повышения показателей успеваемости студентов (в этом году к существующим губернаторским стипендиям прибавится ещё 100 отраслевых по 1000 рублей каждая), вероятно, покажутся более привлекательными, чем страх оказаться на улице без аттестата в кармане.

А пока мы располагаем теми результатами, которыми располагаем. Остаётся нам прикрываться «поездами» для «внедрения новых образовательных технологий» в свете «реализации национальных проектов».

Екатерина НОВИЦКАЯ