За фасадом культуры

Это эпохальное событие случилось в августе на просторах местной культуры. По данному поводу в Центре народной культуры даже собрали пресс-конференцию, заодно рассказав и о надвигающемся новом творческом сезоне в данном учреждении. И порадовали: «В ЦНК впервые за 30 лет нашли средства и возможность очистить фасадные окна». В общем, умываем лицо центра культуры. А заодно и лицо культуры…

И хотелось бы обойтись без грустной иронии, да не получается. Тем более, что и сама начальник областного департамента культуры и архивного дела Татьяна Ившина, говоря о мытье окон, заметила, что, «как ни прискорбно об этом говорить», сей факт, действительно, событие. Вздыхать с облегчением – «слава Богу, наконец-то!» – не хочется. Но никак не избавиться от чувства

горестного изумления: механический процесс помывки пусть и не стандартных по размеру окон преподносится как событие в культурной жизни…

Конечно, неприлично, когда не просто главное культурное заведение, но и просто здание в самом центре города годами стоит с испачканной «мордочкой». Не ребенок уж — почти 40 лет стукнуло. Чего не умывались? На пресс-конференции подробно объяснили — было «технически сложно». Якобы, когда здание проектировали и строили, вряд ли задумывались, как его будут эксплуатировать, к примеру, мыть стекла с улицы, те, что расположены на 12-метровой высоте. А окна те — немалого размера — три на четыре метра. В чем же та самая техническая сложность? Да масштабный заковыристый козырек мешает! Мешает привлечь к делу автовышку с люлькой для мойщиков окон. Вот и думали-гадали 30 лет: чем же эту автовышку заменить? Или не думали? Просто не смотрели в окна? История умалчивает…

Как сказано в пресс-релизе департамента культуры, «в этом году принято решение вымыть окна фасадной части с помощью промышленных альпинистов». Заказали в Самаре особые передвижные вышки-туры. И даже подробно объяснили как идет процесс помывки, придающий уставшим от грязи и пыли стеклам «блеск и прозрачность». Обещают: помывки хватит года на два-три. Дело это не просто хорошее, дело чистое и полезное. Просто есть у него вполне реальная-материальная подоплека. Вот и свербит настырный вопрос: а что мешало это сделать раньше? Промышленные альпинисты в городе не вчера появились. Неужели все эти три десятилетия Дворец профсоюзов, КДЦМ, ЦНТИ возглавляли нерадивые неряхи-директора? Никак не желали выделить средства на помывку? И лишь новый директор теперь уже ЦНК, работающий почти год, эту сумму (весьма выросшую за эти годы — сегодня речь идет о сумме до 100 тысяч рублей) нашла-таки! Или ей нашли в департаменте культуры? Чтобы материальной поддержкой, так сказать, морально поддержать нового руководителя?

Если так, неплохо бы, и дальше поддерживать. К примеру, стереть настенную живопись с обратной стороны здания ЦНК, заменить выщербленные, как после бомбежки, плиты перед центральным входом, сделать так, что бы с того самого фигуристого козырька над тем же входом, на нарядных дам не сыпалась лохмотьями штукатурка. Впрочем, Татьяна Ившина пообещала, что часть этих проблем начнут решать уже в следующем году. Во всяком случае в 2010-м будет разработана проектно-сметная документация на дизайн интерьеров, ремонтно-строительные работы, реконструкцию, осовременивание фасада и проч. Все для того, чтобы внешний вид ЦНК соответствовал его внутреннему содержанию, как сказала Татьяна Ившина. И это не может не радовать. Вот только опять свербит настырный вопрос. А раньше нельзя было этого сделать?

Наверное, нельзя. Ведь столько лет ЦНК (будем для простоты называть учреждение последним именем) жил и работал в гордом одиночестве. А последнее время ряды и владения его разрастаются. Под одним крылом собираются-присоединяются все дворцы культуры города. Оптмизация… Нынче в ЦНК семь структурных подраздений. Вот процесс с ремонтом и пошел. Во всяком случае в ЦНК. Остальные ждут очереди, наверное. К примеру, ДК «Строитель», на чей облупленный фасад нельзя смотреть без слез. Или ДК автозавода, где в зале для репетиций танцевальных коллективов пол в таких занозах-щепках, что никакая обувка не спасает. Мамаши вздыхают: приходится делать обуви профилактику каждую неделю…

И это только одна маленькая проблема, а их у каждой структуры ЦНК немало. Подождут. Вон в балетном классе ЦНК, где репетирует знаменитое «Счастливое детство», тоже впервые за много лет покрасили стены, потолки, отремонтировали раздевалку, оциклевали полы — и там заноз хватало. Но «Счастливому детству» в этом году 30 лет, им сейчас руководство «не отказывает ни в чем, во всем помогает, практически миллион рублей выдели — на костюмы, обувь, символику, подготовку к юбилею и к 65-летию Победы» (цитата с пресс-конференции).

Только не думайте, ради Бога, что я намекаю на некоторую избирательность в распределении материальных средств между структурами и коллективами ЦНК. Ведь все трудятся под одной крышей и под одним руководством, у всех одна задача. Сейчас, как сказала Татьяна Ившина, «задачи, которые ставит правительство области перед ЦНК, в первую очередь — качественнно подойти к подготовке открытия нового творческого сезона, дать качественный старт всем мероприятиям, которые в этом году будут посвящены 65-летию Победы. И во главе этой работы — ЦНК». Разве время мелочиться, у кого полы не покрашены?!

Да и дальнейших планов громадье не может не радовать. В прошлом году в числе лучших заявок от учреждений культуры Ульяновской области для участия в Федеральной целевой программе «Культура России» была заявка под названием «Реконструкция здания ЦНТИ под многофункциональный общественно-деловой центр». Цитирую: «Цель проекта – превращение здания в многофункциональный комплекс, где можно будет работать, отдыхать, осуществлять покупки, проводить различные мероприятия. Проект включает в себя: создание многосветового атриума; пристрой 9-10 этажного бизнес-центра с подземной парковкой, офисным блоком, гостиничным блоком; пристрой кафе – галереи; реконструкция ландшафта».

Просто изнемогаю от любопытства: какова судьба проекта? «Проект существует, он реален, просто приторможен, – ответила на пресс-конференции Татьяна Ившина. – Ищем инвесторов. Есть свободная земля, есть предложения, чтобы средства инвесторов были вложены в основное здание. Но к сожалению, наши планы были немножко спутаны экономическим кризисом». Вот такая оптимизация….

P.S. Кстати-некстати, вспомнилось: заведение культуры начинается с вешалки. Я бы добавила — и с вахтера. В один из воскресных августовских дней наблюдала замечательную картину. Во внутреннем дворике ЦНК катались на скейтах два пацана лет двенадцати. Вдруг из служебного входа на крыльцо выскочил всклокоченный пожилой мужичок и с криком набросился мирно отдыхающих мальшек. Смысл его пламенной речи был прост: пошли, вон отсюда! А форму пересказать не могу из-за большого количества матерных слов на один квадратный сантиметр. Вот так общаются с потенциальными посетителями в главном учреждении культуры области. Видимо, пришла пора умывать не только лицо, но и кое-что почистить ..

Ольга САВЕЛЬЕВА