Проблема незаконного строительства в Ульяновске считается одной из самых злободневных и… безнадежных. Ее обсуждают на всех уровнях, власть мечет громы и молнии, но ничего не меняется. Конкретная история (причем история в документах!) наглядно показывает, что развитие порочной практики провоцируют сами чиновники архитектурно-строительного комплекса мэрии.

Дом для семьи

В начале нынешнего года 82-летняя Нурмунян Даутова стала владелицей земельного участка по улице Гафурова, 30/1, который ее дети купили под строительство дома для всей большой семьи. У нее есть свидетельство о государственной регистрации права на землю, есть документы, подтверждающие законность сноса старого строения на приобретенном участке, есть проект нового дома, есть целая пачка согласованной технической документации по инженерным сетям.

О существовании всех этих документов престарелая женщина, скорее всего, и не подозревала. Она просто радовалась, когда стены дома для большой семьи начали потихоньку подниматься…

Когда Нурмунян Сафиуловна узнала, что мэрия через суд требует сноса ее нового дома, она обратилась к мэру. В ее письме – истины, которые пожилому человеку, неискушенному в чиновничьих делах, кажутся неопровержимыми: «Мы все делали по закону, а главное – пытались решить свои жилищные проблемы собственными силами, не обременяя власть просьбами…».

Год соображали

В целом Нурмунян Даутова права: пакет документов, оказавшийся в распоряжении «СК», – доказательство тому. Первая просьба выдать градостроительный план для получения разрешения на строительство жилого дома по адресу: улица Гафурова, 30/ 1, направленное в мэрию, датировано четвертым апреля 2008 года. А заканчивается переписка с архитектурно-строительным комплексом мэрии только в конце мая 2009 года. В течение года чиновники строчили ответы, требуя предоставить то один документ, то другой. Застройщики исправно предоставляли и получали очередную петицию: «Ваше заявление внимательно рассмотрено, для подготовки градостроительного плана земельного участка прошу вас предоставить в Комитет архитектуры и градостроительства следующие правоустанавливающие документы…».

Почему чиновники еще в апреле 2008 года не могли четко сформулировать в полном объеме перечень документов, который необходим для получения разрешения на строительство, остается только предполагать. В конце декабря на адрес застройщиков пришла очередная петиция из профильного комитета мэрии: «Для подготовки… просим предоставить… после предоставления… градостроительный план земельного участка будет подготовлен».

Десятого февраля нынешнего года семья Даутовых передала в комитет архитектуры полный пакет документов, с учетом всех требований. А в марте, в надежде, что вопрос будет вот-вот решен (по закону на выдачу градостроительного плана отводится тридцатидневный срок), начала строительство. К тому подталкивали и обстоятельства: цены на строительные материалы в связи с кризисом на тот момент упали, сошел снег, началась весна, было жаль терять драгоценное время.

Градостроительный план земельного’ участка по улице Гафурова, 30/1 так и не был выдан. Никакого официального документа, объясняющего очередную проволочку, нет. Неофициальная версия: комитет архитектуры не получил соответствующей команды, очевидно, от госпожи Садретдиновой, возглавляющей строительный блок города.

А 13 мая отдел муниципального строительного контроля мэрии совместно с представителями горархитектуры провели на улице Гафурова, 30/1 выездную проверку, в ходе которой зафиксировали незаконное строительство жилого дома.

25 мая глава комитета архитектуры Наталья Клеменова подписала очередную петицию, начинающуюся с привычных слов: «Ваше заявление о подготовке градостроительного плана земельного участка по улице Гафурова, 30/1 внимательно рассмотрено… При проведении очередной проверки по вышеуказанному участку выявлено, что строительство жилого дома начато без оформления разрешительной документации, тем самым нарушен порядок оформления документов. В связи с вышеизложенным подготовка градостроительного плана не представляется возможной».

Еще через месяц мэрия подала в суд иск на застройщиков, требуя от них «снести за свой счет самовольно возведенный незавершенный строительством объект по адресу: ул. Гафурова, 30/1». В исковом заявлении говорится, что осуществление строительства в отсутствие документов, предусмотренных ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, создает угрозу жизни и здоровью людей, проживающих на территории Ульяновска.

У парадного подъезда

«Прошу Вас разобраться в сложившейся ситуации индивидуально, а если Вы считаете, что мы что-то упустили или нарушили, дайте нам возможность исправить», – так заканчивается письмо Нурмунян Даугавой мэру.

12 августа в пять утра перед парадным крыльцом мэрии собралось двадцать пять человек – соседи, знакомые, друзья Даутовых пришли просить мэра изменить исковые требования. Как сообщили «СК» участники встречи, Сергей Ермаков принял делегацию, выслушал и пообещал, что, если строительство не нарушает норм СНиП, то исковые требования снести дом будут изменены на требования приостановить стройку до получения разрешительной документации.

В этот же день на улице Гафурова, 30/1 состоялось выездное заседание суда, в ходе которого были сделаны замеры строения и рассмотрен проект дома. В результате родился вывод: строительство ведется в соответствии с проектом, разработанным лицензионной проектной организацией.

Сегодня у семьи Даутовых есть большая надежда, что им не придется сносить свой дом. 31 августа состоится очередное заседание суда…

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.

P.S. Борьба с незаконным строительством в городе сейчас переместилась на территорию судов. Несколько процессов мэрия выиграла. Как, например, по дому №77 по улице Кирова. Есть решение суда многоэтажку снести, поскольку она вышла за красную линию. Но пока ничего не происходит – стоит себе. Ситуация абсурдная – дом ведь не гриб, не вырос же он за ночь. Объект, выступивший за красную линию, рос на глазах чиновников архитектурно-строительного комплекса города и при их непосредственном участии. Иначе и быть не может.