Газопровод Джубга – Лазаревское – Сочи станет важным объектом, даст дальнейшее развитие знаменитому черноморскому курорту. Сейчас завершается подбор исполнителей на строительство газопровода. Одну из сложнейших партий в этом ансамбле предстоит сыграть ульяновскому ООО «СП ВИС-МОС», занимающемуся горизонтально направленным бурением для прокладки трубопроводов.

Метод, используемый «ВИС-МОС», позволяет эффективно преодолевать естественные преграды, протягивая трубы под ними. В Сочи требуется выполнить подземные проходы по редчайшей технологии. Прежде она применялась во всем мире пару раз только иностранными фирмами и на короткие расстояния. А для нового сочинского газопровода нужно сделать пять проходов общей протяженностью почти 4,5 километра. Здесь придется использовать ряд новшеств и решать дополнительные сопутствующие проблемы. Тем не менее выбор заказчиков пал на «ВИС-МОС», что свидетельствует о высокой репутации компании. Контракт был подписан 19 августа.

Тянуть нельзя, толкать нужно

Вкратце метод горизонтально направленного бурения выглядит так. Сначала с помощью буровой установки делается пилотная скважина из одной заданной точки в другую – под рекой, дорогой, железнодорожным полотном и т.п. Затем из точки выхода в сторону буровой установки, то есть на себя, тянут расширитель. С его помощью проход доводят до нужного диаметра, выполняют, если требуется, несколько протяжек расширителем. На всех этапах буровых работ используется специальная промывочная жидкость на основе бентонита, которая подается в скважину через буровой инструмент и вымывает из нее грунт. Когда проход достигает нужных параметров, в него затягивают трубу, тоже двигая ее на себя, в сторону буровой установки.

В Сочи такой вариант невозможен. Там нитка газопровода от трассы «Голубой поток» протянется по дну моря вдоль береговой Линии от Джубги до Кудепсты. Отводы газовых веток в прибрежные населенные пункты пойдут из-под воды, в склонах. Поэтому точки выхода скважин для буровиков «ВИС-МОС» окажутся в море на глубине 10-12 метров. Значит, работать придется только с точки входа, с берега: толкать оттуда и расширитель, и трубу – по-другому никак.

Это – главная трудность данного проекта. Ведь если тянуть расширитель на себя, то в скальном грунте (именно такой ожидает ульяновских буровиков на Черноморском побережье) можно допускать усилие в 150-200 тонн и давать большое вращение. Тогда победитовые зубья буквально вгрызаются в твердую породу. А когда толкаешь бур от себя, то усилие больше 50 тонн недопустимо. Иначе начнут гнуться и выходить из строя рабочие штанги. Поэтому «ласковый» процесс бурения «от себя» длится намного дольше, повышается износ инструмента. Проход длиной 168 м подобным образом пробурила однажды немецкая фирма, 230 м – австралийская. Перед «ВИС-МОС» задача в сухих цифрах стоит такая: в Джубге пройти под землей 901 м, в Новомихайловском – 615 м, в Туапсе – два раза по 740 м и в Кудепсте (сухопутный переход) -1425 м. Диаметр скважин – 762 мм везде, кроме Новомихайловского (там – 325 мм)

При выполнении сочинского заказа буровиков поджидают и другие сложности. Перепад высот на склоне, где ляжет отвод морского газопровода, достигает 250 м. Это значит, нет нормального выноса грунта при бурении скважины, он будет скапливаться внизу. Придется расширитель одного размера протягивать три-четыре раза, чтобы очистить канал. Еще один момент: в поселках и городках, где пойдут работы, недостаточно пресной воды. А ее требуется очень много для приготовления промывочной жидкости на основе бентонита: 1200 литров в минуту нужно вливать в скважину в ходе всего процесса бурения. С морской соленой водой бентонит не взаимодействует: чтобы довести ее до приемлемой кондиции, необходимы большие расходы на присадки. Поэтому решено установить большие цистерны на побережье и завозить в них пресную воду.

Перед прокладкой рабочей трубы в скважину нужно будет сначала завести защитный кожух. Таково требование для жесткого скального грунта, чтобы не повредить изоляцию будущего трубопровода.

На любую сложность найдется своя хитрость

Тем не менее компания «ВИС-МОС» предстоящих трудностей не боится. Не зря же она выиграла тендер у немецкой «Дрилл Тэк» и голландской «Накап».

– Мы обязаны справиться, – говорит генеральный директор ООО «СП ВИС-МОС» Александр Майер-младший. – Такая уверенность базируется на нашем богатом опыте в горизонтально направленном бурении и на тщательной проработке вопроса по Сочи. У нас было шесть месяцев для этого. Совместно со специалистами немецкой фирмы «Прайм Дриллинг», с которой давно и успешно сотрудничаем, пришли к выводу, что контракт этот потянем. Консультировались мы и с другими зарубежными коллегами, в том числе с австралийской фирмой, которая выполняла похожее бурение. Но технологию для работ в Сочи нам придется обновлять, закупать инструмент, оборудование по индивидуальным заказам, чем сейчас и занимаемся. Заключаем контракты в США, Германии, Голландии. В «Прайм Дриллинг», например, нам подготовили видоизмененные буровые установки. Эта фирма и разрабатывает, и производит оборудование: 80 процентов буровых установок, имеющихся сегодня на вооружении «ВИС-МОС», – от нее. Усовершенствования немецких партнеров для Сочи нас в целом устраивают: кое-что доработаем и будем применять. Некоторыми технологиями, связанными с проектом, занимаются сегодня специалисты «ВИС-МОС». Надеемся, нам удастся удешевить на 60-70 процентов стоимость выхода трубы непосредственно в море – это отрезок 30-40 м – и предложить заказчику.

Работы на Черноморском побережье планируем начать в декабре, а в августе 2010 года завершить. После окончания строительства всего газопровода Джубга – Лазаревское – Сочи будут полностью газифицированы Туапсе и Туапсинский район, а в Сочи появится дополнительный источник газа.

Взять новую высоту

Конечно, определенные опасения в фирме «ВИС-МОС» насчет черноморского заказа были. Свой мировой авторитет компания зарабатывала 15 лет, шаг за шагом. А в случае неудачи его можно потерять за один контракт, потому что объекты в Сочи очень сложные. Однако таков уж характер у «ВИС-МОС»: предприятие не просто качественно работает на потоке, но старается брать новые высоты, те, что вчера еще были неизведаны, где другие специалисты отступили, где требуются необычные решения и нестандартный подход.

За полярным кругом, в суровых условиях, когда температура воздуха опускалась порой до «минус 50», «ВИС-МОС» выполнил семь переходов под водными преградами вблизи Нового Уренгоя. Системы жизнеобеспечения в районе бурения отсутствовали, все приходилось завозить.

Не менее сложная задача стояла на озере Селигер, когда газопровод требовалось протянуть в поселок, находящийся на острове Городомля. С наступлением холодов этот поселок оставался отрезанным от Большой земли. Нитки газопровода по проекту прокладывались на глубине 23-24 метра от зеркала озера, протяженность каждой – 1850 м. Две подрядные организации пытались выполнить эти переходы, но в результате капитулировали. А «ВИС-МОС» справился. Одну нитку закончили за месяц, столько же времени ушло на другую.

Будущая работа ульяновской компании по дополнительной газификации района Сочи стоит в том же ряду, но выше уровнем. Очередная высота – пока рекордная для «ВИС-МОС». И это играет не последнюю роль.

– Не скрою, сочинский проект сам по себе выгодный, престижный, но не только поэтому мы взялись в нем участвовать, – подчеркнул Александр Майер. – Здесь было задето наше честолюбие. В свое время наша компания стала первооткрывательницей по прокладке скважины для трубы диаметром 1420 мм. Теперь снова есть шанс показать свои лидерские позиции, что тоже подтолкнуло к работе. Ведь в истории горизонтально направленного бурения еще никто в мире не выполнял подобные заказы в таких объемах, как в Сочи. Здесь можно и новые технологии опробовать, показать, что они по плечу российской компании. Метод горизонтально направленного бурения, которым мы стараемся овладеть в совершенстве, позволит при пересечении береговой линии Черного моря сберечь экологию, даст вековую гарантию сохранности газопровода и высочайшую степень безопасности при эксплуатации.

Владимир САМАРИН