Вот уже до чего дошло: на днях местные СМИ сообщили, что в Ульяновске задержали водителя маршрутного такси, который управлял автомобилем в наркотическом состоянии. И садись после этого в желтую «Газель»! Очевидно, что проблема маршруток, о которой так много говорят, окончательно не снята…

Дорожная «барщина»

Конечно, «маршрутчиков» в регионе постоянно проверяют. Однако, несмотря на возросшее желание властей раз и навсегда навести порядок в отрасли, по большому счету, «воз и ныне там». К примеру, несмотря на все обещания соответствующих ведомств, водители как не выдавали пассажирам билетов, так по-прежнему и не выдают. И ремни безопасности на передних сиденьях у многих – только «для близира»: такие, что даже пристегнуть некуда. А уж с водительскими разборками на линиях не сталкивался, пожалуй, только слепоглухонемой пассажир. При том, что водители – не «доценты» с литературной кафедры. У них – «чисто мужской» разговор. Они, если уж начнут выяснять, кому ехать вперед, то мало не покажется. Да и понесутся наперегонки не медленнее, чем спортсмены в автокроссе…

Видимо, на это их толкает установившаяся система оплаты труда. Поговаривают, что каждая смена на маршруте начинается с отработки своеобразной «барщины» – сначала водитель должен заработать определенную сумму для компании, а потом уже трудится на себя. Чтобы отдать нужную сумму начальству, оплатить бензин и еще себе на жизнь заработать, приходится работать не покладая рук и не смыкая глаз с утра до вечера. Где уж тут на техосмотр или ремонт заехать!

Неспящие

Но есть и другая не менее существенная проблема – условно назовем ее «гастарбайтерской». И она, по некоторым сведениям, актуальна не только для «всеядной» столицы нашей родины. Если в Москве маршрутные линии оккупировали гости с Востока и Юга, то у нас зачастую – сельские жители. Последних понять можно – у многих в родных деревнях заработка просто нет, а водительские права – есть, отчего ж не поработать? Однако, те условия, в которых им приходится «покорять» областной центр едва ли способствуют безопасности наших перевозок. Рассказывают, что некоторые даже ночуют в своих автомобилях! В целях экономии, чтобы не снимать дорогостоящую ныне квартиру. Понятно, что ни здоровью самого «извозчика», ни состоянию его автомобиля от этого лучше не становятся…

Иные переезжают в город большими семьями, и размещаются в снятых по дешевке комнатушках «всем табором». Ясно, что полноценного отдыха в силу проживания в плохих условиях такой «водила» вряд ли получит. Опять-таки, чтобы заработать больше, он стремится выходить на маршрут без передышки, ежедневно, снова и снова. Многие находят единственно доступное средство для снятия постоянного стресса: алкоголь. Комментарии, как вы понимаете, здесь излишни…

А, может, автобус?..

Вот и получается, что жизни наших пассажиров ежедневно оказываются в руках невыспавшихся жителей глубинки, часто и с низкой водительской квалификацией, систематически нарушающих правила дорожного движения.

Хотя в некоторых российских городах уже предпринимают попытки отказаться от маршрутных такси. К примеру, не пользоваться «малогабаритными» средствами перевозки задумали в Санкт-Петербурге. Вместо этого питерцам обещают возвращение к большим автобусам, которые будут ходить по расписанию и иметь единую стоимость проезда. По задумке, это позволит не только повысить безопасность перевозок, но и разгрузить дорожную сеть. Кстати, ничего подобного нашим маршруткам не имеется и в Европе. Почему бы и в нашем регионе не поразмыслить над постепенным возвращением в будущем к практике полноценного общественного транспорта?

Александр РУСИНОВ.

А как у них?

Выпил – готовься к смерти. Именно так считают власти Китая, которые собираются ввести смертную казнь за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Раньше в Поднебесной пытались бороться с пьянством за рулем вполне привычными методами – штрафовали и лишали прав. Теперь же чаша терпения властей переполнилась. Поэтому особо «отличившихся» водителей, которых поймают под «градусом», теперь ожидает расстрел. Несмотря на то, что пока такие меры применяются лишь в качестве эксперимента, смертный приговор уже вынесли мотоциклисту, которые врезался в толпу и сбил насмерть 5 человек.