Образование

Позади очередной День знаний – праздник, в той или иной степени касающийся многих из нас. Каждое первое сентября возобновляется многогранный процесс обучения тысяч учащихся и студентов, а вместе с самими «виновниками торжества» к нему приобщается и огромное число «сочувствующих»: родителей, педагогов, родственников и друзей. Короче, самое время еще раз поговорить о школе.

Невероятно – но факт…

А школа наша, подобно всей стране, постоянно экспериментирует. Преемственность и традиционность советского образования благополучно канули в Лету, в результате чего, кажется, элитные школы все больше отдаляются от массовых. Причем, что ни ноу-хау, то – бесконечные споры, а результаты кроме как удивительными не назовешь. К примеру, по информации в интернете, региональное министерство образования обнародовало поистине «чудесный» рейтинг школ Ульяновской области, составленный по итогам ЕГЭ-2009. Так вот, после сравнения среднего балла, полученного выпускниками на едином государственном экзамене по русскому языку и математике, оказалось, что «самое качественное образование» дети вроде бы получают… в сельских школах области. Но ведь насущные проблемы современного сельского образования общеизвестны, и многие эксперты вообще ставят под сомнение его конкурентоспособность. А тут такой прорыв!

Успокаивает только то, что «чудеса», связанные с ЕГЭ, происходят сейчас практически по всей стране. До такой степени, что даже вводить его с нового учебного года еще и в девятом классе в наступившем учебном году якобы пока отказались. Скажем, согласно сводным результатам госэкзамена по России, в нескольких регионах единый выпускной экзамен сдали… более 100% выпускников. Говорят, что статистические данные удивили даже федеральное Министерство образования и науки, которое пообещало разобраться.

Под ружье?

А вот другая свежая новость по отрасли. С 1 сентября в школах области активизируют допризывную военную подготовку учащихся, начиная с 10 класса. В середине августа увидело свет соответствующее постановление губернатора “О мерах по подготовке граждан к военной службе в 2009/10 учебном году”. Теперь каждое учебное заведение региона обязано обеспечить изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и специального раздела «Основы военной службы» по программам, согласованным не только с Министерством образования страны, но и с Генеральным штабом вооружённых Сил. А в конце учебного года юношей-десятиклассников будут ждать пятидневные военные сборы.

Готовить молодежь к защите родины станут преподаватели из числа офицеров и прапорщиков запаса. В каждом учебном заведении области должны появиться кружки и секции по военно-прикладным видам спорта, расширятся «уголки» боевой и трудовой славы, активизируется военно-профессиональная ориентация юношей с целью отбора кандидатов для обучения военным специальностям. Что ж, здоровье и патриотизм подрастающего поколения – вещи неплохие. Тем более, когда результаты экзаменов по общеобразовательным предметам столь благостны. Вполне можно себе позволить поглубже изучить устройство автомата.

«Хотим еще эксперимент!»

Но гражданское сознание школьников собираются повышать не только «военными» предметами. Еще несколько лет назад в соответствии с рекомендациями “сверху” более 150 школ области ввели в свое расписание «этические» дисциплины. Вероятно, в новом учебном году предмет с условным названием «Духовно-нравственная культура» появится по всех школах региона. По крайней мере, соответствующий запрос о возможности включить Ульяновскую область в эксперимент, который пока проводится только в 18 регионах России, отправлен в Министерство образования страны. Ожидается, что «добро» на факультативное преподавание «Основ этики», «Основ истории и культуры одной из религий» или «Изучение истории религий России» (эти дисциплины ульяновским школам предложат изучать на выбор) региону дадут.

Кстати, преподавать специфические предметы, необходимость появления которых имеет как своих сторонников, так и убежденных противников, как пообещали в региональном Министерстве образования, в нашей области будут все-таки светские учителя. Так что опасения, что служители культа, как сто лет назад, снова получат существенные права вмешиваться в школьную жизнь, преждевременны.

Настораживает другое. Общепризнанно, что отечественная система образования по учебной нагрузке всегда была сравнительно сурова по отношению к учащимся. Но ведь все эксперименты нынешних реформаторов не облегчают, а только увеличивают нагрузку! И чем… Да, со времен «царя Гороха» официальная позиция по обучающей отрасли в России была достаточно эгоистичной, ставя Личность своего гражданина ниже Общества. То есть – задачу ОБРАЗОВАНИЯ (читай – лепки, ваяния юных душ и характеров) выше задачи ПРОСВЕЩЕНИЯ. Формирование нового человека под запросы государства – выше насыщения его «чистыми» знаниями. Допризывную подготовку и воспитание богобоязни – выше иностранных языков и мировой культуры. Управляемость – выше духовной и внутренней свободы. Похоже, что в системе начался новый «приступ» старинной мании…

Александр РУСИНОВ