1 сентября для учеников Гладчихинской средней школы Тереныульского района было не праздничным, а скорее траурным днем. Прощались ребята со своей родной школой, из которой их выгнали чиновники. Войну против детей они начали вероломно, послав в областной центр неверные данные об уровне образования школьников. Когда благодаря этому от 22-х учеников удалось избавиться, чиновники признали свою ошибку, но менять ничего не стали.
История на «два»
В истории России есть немало примеров, когда чиновники и всевозможные правители поднимали руку на сельские школы. В 30-е годы прошлого века школы закрывали на волне коллективизации, в 60-е – во время компании по уничтожению так называемых бесперспективных деревень. Но жизнь вновь все расставляла на свои места и показывала, что школы в деревнях необходимы. Учитель там всегда был уважаемым человеком, а сама деревня и существовала-то, пока в ней стояла школа. Молодежь возвращалась туда после окончания учебы в городах, поднимала сельское хозяйство.
Но почему-то у наших чиновников память на такие вещи очень коротка…
Глядя на новое добротное здание Гладчихинской общеобразовательной школы, которому 1 сентября исполнилось всего 10 лет, мы долго не могли понять, почему ее закрывают. Просторные кабинеты, современное оборудование, огромный спортзал, приусадебный участок засажен овощами для школьной столовой, а перед входом цветами пестрят шикарные клумбы, которые дети разводили своими руками.
Но, видимо, районные власти посчитали, что их дети не достойны учиться в нормальных условиях, либо здание приглянулось кому-то еще. Потому что в мае этого года на волне уже оптимизации школу решили закрыть.
Казнить, нельзя помиловать
Доводы в пользу закрытия школы казались серьезными. Районные чиновники рьяно рапортовали в область, что малокомплектной школе из-за введения подушевого финансирования не выжить, дети там не умеют общаться в коллективе из-за малой численности класса, но главным козырем был уровень обучения, который местные чиновники назвали низким -22 %, что меньше районного на 11 %. Глава администрации Тереньгульского района Владимир Дергунов похоже, удовлетворенный такими доводами, подмахнул постановлением о реорганизации Гладчихинской школы.
Людей поставили перед фактом, хотя по закону должны были провести сход граждан. Родители учеников решили не сдаваться. За день собрали 135 (!) подписей по селу с просьбой не закрывать школу.
– Нет в Гладчихе человека, который бы не подержал хоть один кирпич, когда школу строили! – говорят местные жители. – Всем миром помогали. Учителя у нас замечательные – дети у них под присмотром. Они и научат, и покормят, и с родителями побеседуют, если нужно.
Мало того, благодаря учителям в Гладчихе не осталось пьющих женщин – бича современных деревень, потому что всех таких мамочек педагоги взяли в охапку и закодировали!
Несмотря на все это, районные власти решили, что детям будет лучше в Тереньгульской школе, хотя в переполненных классах там и так занимается по 29 детей. В Гладчихе же решили оставить только начальную школу.
Настоящее вредительство
После закрытия школы выяснилось самое интересное. Все сведения, на которые ссылались чиновники, реорганизуя школу, оказались, мягко говоря, недостоверными. Это всплыло на суде, куда подали заявление не согласные с решением чиновников родители. Оказалось, что в отчеты, которые рапортовали о низком качестве знаний, конечно же, совершенно случайно закралась ошибка. На самом деле успеваемость в Гладчихе – 43,4 % и она выше общерайонной на 13 %. Но суд не отреагировал на новые факты. Не принял он во внимание и то, что дети в этой школе не раз становились призерами районных и областных конкурсов и олимпиад, а многие выпускники учатся в самарских и ульяновских вузах, поэтому говорить о закомплексованности этих ребят как-то нелепо. А что касается убыточности школы, то расходов на перевозку детей, расчистку дороги, которую постоянно заметает зимой, и оплату работы водителя и педагога, сопровождающего учеников, будет чуть ли не столько же, как если бы школу просто оставили в покое.
В итоге, в нечестной борьбе чиновников против школы пострадали дети! Им теперь придется вставать в шесть утра, идти на автобус, который отходит в 6.50, по темным улицам – освещения в селе нет. Дети остаются без родительского контроля, потому что в некоторых семьях по несколько ребят и провожать в два прихода – одних к автобусу, других в школу, да еще и на работу успеть – просто невозможно. Мало того, посещать родительские собрания будет тоже роскошью, потому что общественный транспорт в Гладчихе ходит только до 17 часов, «Зато денег сэкономим и отчитаемся в этом перед областью», – видимо так рассуждали чиновники!
– У меня под опекой 4 несовершеннолетних детей, а всего поедут учиться в Тереньгульскую школу 7 моих внуков – в них смысл моей жизни. И не приведи Бог, если что-то случится в дороге! Кто за это будет в ответе? Для администрации это будет ЧП, а для меня – непоправимое горе, – говорит Надежда Заварзина.
В новую школу ученики из Гладчихи поехали без цветов. 1 сентября все букеты они подарили своим любимым учителям, большая часть которых уже не работает – попали под сокращение. На наших глазах пожилой учитель истории не смог сдержать слез и ушел прочь от школы, из которой чиновники выставили его учеников.
Татьяна КУЛИКОВА
Мы стали свидетелями этой странной и не поддающейся логике картины, когда по пыльным деревенским дорогам с белыми бантами и портфелями наперевес 1 сентября дети шли к школе, чтобы прощаться с ней… Вот такой урок равнодушия, пренебрежения и жестокости преподали в День знаний детям из деревни Гладчиха Тереньгульского района местные власти.