По данным исследований, проведенных в этом году областным центром Гидрометеорологии, качество воды в районе водозабора реки Волги – гораздо ниже среднего. Но несмотря на это горожане купаются в реке и пьют эту воду, порой даже не подозревая, какой опасности подвергают себя.
Что мы пьем
Степень загрязненности воды измеряют по пятибалльной шкале. Если один – это условно чистая вода, то пять – уже экстремально грязная. До экстремального Волге остался всего один пункт, а если учесть, что в 2007 году состояние воды характеризовалось как «умеренно грязное» (тройка), а до четверки опустилось за год, становится страшно.
Список загрязнителей, тех веществ, концентрация которых превышена в Волге, мало что говорит обывателю, а вот специалистам известно, что летучий фенол приводит к поражению печени и почек и к изменению состава крови, оказывает вредное воздествие на наследственность. При длительном попадании марганца в организм человека развивается манганизм -заболевание центральной нервной системы. Цинк, как и любой тяжелый металл, токсичен, вызывает температуру, боли в суставах и мышцах, озноб, кашель, соединения цинка концерогенны, могут вызвать раковую опухоль. И это далеко не полный перечень таблицы Менделеева, содержащейся в воде.
– Фенол, например, в воде может образовываться в результате разложения отмирающих водорослей, – объясняет Рустем Богданов, заместитель председателя городского комитета по охране окружающей среды. – К примеру, виной появления большого количества фенолов часто является обычный ил. Поступление фенола в водозаборные сооружения городского водопровода возможны в периоды экстремально низкого уровня воды в Куйбышевском водохранилище, такая ситуация возможна для левобережья. Легко окисляемые органические вещества – результат гниения листьев, которые волей-неволей попадают в Волгу из малых рек. Современное состояние экосистемы Куйбышевского водохранилища можно охарактеризовать как стадию постепенной деградации.
Но это в прямом смысле капля в море по сравнению с человеческим вкладом в загрязнение реки-поилицы Ульяновской области.
Пугающее равнодушие
За примером далеко ходить не надо. В 14 километрах от Сенгилея окруженный горами стоит поселок Цемзавод. Одну сторону его омывает Волга… Но панорама, открывающаяся сверху, перестает радовать глаз, как только задует ветерок, приносящий запах вони и нечистот. Не надо быть собакой-ищейкой, чтобы обнаружить его источник. Переполненный колодец в школьном дворе (!), похожий на вулкан, из которого, правда, извергается не огненная лава, а зловонная жижа. Вытекая из колодца, она бодро бежит вниз, превращаясь в отвратительный ручей. Нечистоты текут по улицам поселка и огородам жителей Цемзавода.
– Чтобы не утонуть в фекалиях, я этот ручей постоянно чищу, – рассказывает Николай Смирнов, хозяин одного из затопленных огорадов. – Не очень приятное, конечно, занятие… Запах особенно в жару стоит такой, что глаза разъедает. Нигде от него спасения нет – ни на улице, ни дома.
Николай Васильевич вместе с нами проходит по руслу ручья, который впадает прямо в Волгу, распространяя «аромат» по всему поселку!
– Раньше, когда канализация работала нормально, – уже на ходу говорит наш проводник, – все эти воды шли по трубам, поступали в очистные сооружения, а уж потом в Волгу. Но в 2001 году все развалилось, и вот уже около трех лет мы дышим аммиаком.
До когда-то функционирующих очистных сооружений мы даже не смогли пробраться, густые заросли полностью скрыли теперь уже старые развалины.
Самое страшное, что местных властей эта ситуация не волнует.
– Дышать, конечно, тяжело, неприятно, но где лучше-то, – разводят руками жители поселка.
В поселковой администрации пусто, но за главу ответила женщина, отказавшаяся представиться: «дескать, сделать он ничего не может, так как ни штата, ни денег нет». Коммунальная служба в самом поселке отсутствует уже давно, а Сенгилеевская, в ведомстве которого находится теперь Цемзавод, в зловонный поселок приезжать почему-то не любит…
– Если трубу, не дай Бог, прорвет в доме, – говорит Николай, – своими силами обходимся, ждать службу бесполезно. У них один ответ – денег нет.
Жажда все
Ситуация в Цемзаводе далеко не единственная в нашей области, где нечистоты и канализация сливаются прямо в Волгу-матушку. Сколько она всего собирает на своем пути, и не учесть. Конечно, прежде чем попасть в дома ульяновцев, вода проделывает нелегкий путь через очистные сооружения и трубы. Вот только до конца ли справляются они со своей функцией?
Полина ЕСИНА
В 2008 году в Ульяновской области признаны очень загрязненными (относящиеся к 3 классу) реки Барыш, Сельдь, Сура и Гуща. К 3 классу также относятся