«Господи, тяжело мне что-то», – сказала я, и вдруг такая нашла на меня благодать, так мне стало легко и чудесно – не передать словами!»

Это лишь одна строчка из множества записей в книге храма Ксении Петербургской в селе Арское. Благодать этих мест, действительно, оставила след в сердцах тысячи людей из разных мест России. Здешний храмовый комплекс, помимо уже упоминавшейся церкви мученицы Ксении, включает-в себя еще и Богоявленский храм – старейший в Поволжье, которому совсем скоро исполнится 360 лет.

Восставшие

В существующих документах отмечается 1649 год, по которым храм Богоявления Господня был уже действующим. Изначально прихожанами храма были жители села Арское (первоначальное название села – Казачья слобода) и близлежащих деревень, в которых не было церкви.

Это невероятно, но храм действовал при Советской власти до 1938 года! Служил в нем священник отец Петр (Малашкин). Богоявленский храм был единственным в пригороде Ульяновска, который существовал при правлении большевиков. Это был исключительный случай, если учесть, что Симбирск был родиной «вождя мирового пролетариата», и отношение к церкви было здесь крайне агрессивным.

После закрытия церкви в ней размещался клуб, тракторная мастерская, зернохранилище. Несколько раз по приказу властей крест на храме Богоявления пытались сорвать тросом. В 1956 году военные пытались при помощи танка содрать купол с церкви, зацепившись за крест стальным тросом. Многожильный трос не выдержал и лопнул. А крест почти полвека находился в согнутом состоянии, параллельно земле. Но еще более невероятным выглядит тот факт, что в начале 21 века, когда начались реставрационные работы, крест выпрямился сам.

– Меньше чем за месяц крест принял почти вертикальное положение, не хватило лишь десяти градусов, – вспоминает нынешний настоятель отец Алексей (Кормишин).

Не менее удивительной выглядит и история со старинными фресками, в то же время проступившими сквозь толстый слой копоти (в храме сотнями сжигали автопокрышки). Сперва слегка проглядывал лишь небольшой фрагмент настенной живописи -слева от алтаря сквозь черноту виднелся лик Христа. Спустя две недели на стенах стали проявляться фигуры. Отец Алексей даже думал поначалу, что это ему мерещилось. Однако фрески продолжали проявляться. Через месяц лики, написанные в начале 18 века и, казалось, уже уничтоженные безвозвратно, проявились полностью. Эксперты из Москвы и Питера подтвердили их подлинность, хотя и не смогли объяснить, каким образом они появились…

Позже, при восстановлении храма произошел и вовсе мистический случай. Для реставрации алтаря нужно было сперва разобрать его по камушку. Помогать вызвались два добровольца, один из которых у самого входа в церковь упал и забился в конвульсиях. Позже выяснилось, что мужчина сидел за убийство. Таким образом, считает отец Алексей, Господь не пустил душегуба внутрь церкви.

А относительно недавно рядом с Богоявленским воздвигли новый храм – Ксении Блаженной. И – чудо! – прямо из-под фундамента новопостроенной церкви забили семь родников!

Случались (и случаются) в храмах Ар-ского и прочие чудеса – чудеса исцеления…

Исцеленные

Александр, отец пятилетней Анечки из Самары, резко нажал по тормозам, когда увидел храм Богоявления стоящим… на облаке. И до сих пор клянется, что это был не мираж, а провидение. Его дочка была глухонемой от рождения. Куда только не возили бедняжку, кому только не показывали. А в тот раз везли в Дивеево. Но не доехали, остановившись в Арском из-за внезапного видения отца семейства. Девочку подвели к чудотворной иконе святого Харлампия в Богоявленском храме, и лишь только ее приложили к святому лику, малышка схватилась за ушки и заплакала. Выяснилось, что испугалась она оттого, что… начала слышать! А спустя какое-то время стала и говорить.

Другой паломник, 20-летний мусульманин (!), страдал серьезным недугом – отслоением сетчатки глаза, с каждым днем теряя зрение; и только омовение в роднике Ксении спасло его от неминуемой слепоты.

Неведомым образом исчезают у людей камни в почках и даже злокачественные опухоли. И уж совсем чудесным видится рождение детей у супружеских пар, коим официальная медицина вынесла неутешительный вердикт – «бесплодие». Число таких пар приближается к 20. Несколько девочек, рожденных благодаря святой великомученице Ксении (а именно в церковь её имени приходят бездетные), названы Ксюшами. Последняя же пара, получившая подарок от Бога, живет в Пензе; он и она в браке 20 лет, и всё это время они не могли иметь детей, зато сейчас, после посещения храма Ксении блаженной, воспитывают двух очаровательных близняшек.

Разумеется, благодать Божья – не волшебная палочка, а храмы – не бюро услуг. И дабы что-то получить, необходимо приходить в храм с верой. И не просить, а надеяться. И непременно исповедаться и причаститься.

Святые

Отдельно стоит сказать и о тех, чьими именами названы храмы в селе Арское.

Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. Отца блаженной звали Григорием. В 18 лет Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Петровым, состоявшим в звании полковника. Но двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой. Это трагическое событие измени-, ло жизнь молодой женщины. В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг – подвиг юродства Христа ради. Днем она бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, возле церкви апостола Матфея, а ночью уходила за город, в поле – и всю ночь молилась. Когда костюм Андрея Федоровича истлел и распался, Ксения облачилась в лохмотья. Когда ей предлагали в виде подаяния одежду, она отказывалась. За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины императрицы Елисаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. На могиле ее (на Смоленском кладбище) была со временем воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день служит одной из святынь Петербурга.

Святой епископ Харлампий, живший в городе Магнезия в северо-восточной части Греции в конце 2-го – начале 3-го веков от Рождества Христова, пострадал за свою веру. Он был приговорен к смертной казни. В ночь накануне ему явился Иисус Христос и пообещал выполнить любое его желание за усердное служение ему. Харлампий попросил Господа о заступничестве за сирых и убогих. И по сей день по молитвам священномученика Харлампия происходят чудесные события: исцеление от неизлечимых болезней (слепоты, глухоты, лейкемии).

Справка. Икону священномученика Харлампия передала в храм Святой Блаженной Ксении Петербургской одна из прихожанок храма – жительница села Волостниковка. Икона была расколота надвое. Отец Алексей отреставрировал икону. А после закладки мощей святого Харлампия, которые подарил храму отец Николай (Шитов) из Инзы, икона благоухала.

P.S. В 1901 году в храме Богоявления села Арское было основано братство в честь священномученика Харлампия. Братчики помогали вдовам, сиротам и обездоленным людям.

Новоблагословенные

Ежедневно храмы Арского посещают новые паломники, ищущие благословения. Окунаются в баптистерий церкви мученицы Ксении – единственную в области купель с полным погружением. Ходит народ и на Никольский родник – святой источник недалеко от храмов, где в 1943 и 1944 годах неоднократно происходило явление святителя Николая Чудотворца. А в 2002 году возник в Арском еще один святой источник – родник Святой Блаженной Ксении Петербургской. Каждый день паломники из разных мест купаются в нем. Были случаи исцеления.

А еще паломники просто души не чают в живой достопримечательности, пасущейся возле родника Ксении. «Достопримечательность» сия – коза Белка, существо кроткого нрава, дающее три литра молока в день, часть которого уходит на пропитание другой постоялице – кошке Мусе, когда-то приблудившейся к трапезной, да так здесь и оставшейся. За котятами, коих рожает Муся, иной раз в очередь становятся.

Приезжают сюда и добровольцы из разных мест: австрийцы красят заборы, корейцы и испанцы стригут лук на церковных грядках…

А в селе уже несколько лет работает церковно-приходская школа, единственная в регионе, где детей готовят к школе. И ребята постарше захаживают в местные храмы. Не то чтобы их туда взрослые загоняют, а по собственной воле. «Можно ли верить в Бога, а в церковь не ходить?» – спросил как-то восьмиклассник Сергей отца Алексея, на что получил такой ответ: «И бесы верят в Бога, но не хотят жить по Божьим законам. Церковь – это дом Божий, где верующий может получить особую благодать Божью. Православным христианам необходимо посещать храм для их же пользы».