В вашей газете была помещена заметка о том, что старый автомобильный мост, предположительно, будет передан железнодорожному ведомству и будет использован им как второй путь. Мне кажется это абсурдным с инженерной точки зрения, и вот почему. Мой дед Петр Иосифович Сергеев был участником строительства железнодорожного моста в 1915 году и часто вспоминал об этом.
Он, кстати, рассказал мне, где находится золотая клепка. С этой историей у меня связан интересный случай.
Когда я с учениками школ №2 и 5 был на экскурсии в Ленинграде в 1979 году, то экскурсовод обратил наше внимание на белые головки клепок моста через Неву (сами клепки и мост были коричневого цвета) и объяснил, что в старину был обычай одну клепку делать золотой. Вот народ и лазает по фермам, скоблит ножами головки клепок, чтобы найти золотую. Я отвел его в сторону и сказал, что люди его специальности должны блестяще знать свой предмет, но самое главное – никогда ничего не привирать, потому что обязательно найдется человек, который его поймает на вранье. Он очень удивился и спросил, где же может находиться этот золотой болт, или это легенда?
Это не легенда. Как рассказывал мой дед, золотую клепку помещали в бронзовую коробку с пластиной, где указаны имя инженера моста и даты начала и конца строительства, и закладывали под «подушкой» первого «быка», считая с правого берега, а затем на подушку устанавливали ферму. Поэтому достать эту клепку практически невозможно. Хотя когда железнодорожники будут менять последний пролет, они могут убедиться в правоте рассказа моего деда.
Однако вернусь к главному вопросу – о невозможности использования старого автомобильного моста как железнодорожной переправы. Мой дед говорил, что в старину мост строил один инженер, и он стоит, а автомобильный мост проектировался и строился несколькими институтами и КБ. Но самое главное, его возмущало, что автомобильный мост стоит на ледорезах старого железнодорожного моста. Не могли или не сумели, а возможно, как всегда в России, сэкономили на копейку, а проиграли на рубль, только платить-то нам. Дед мой имел специальность «Мастер труб и мостов», не инженер, а техник, и говорил, что даже автомобильные перевозки на таких основах опасны, не говоря о железнодорожных.
С уважением, Николай КАРДАКОВ, учитель физики и астрономии.