Советские времена до сих пор ассоциируются с дефицитом и огромными очередями. Раньше в ульяновских магазинах наблюдались бесконечные “хвосты” за колбасой, польскими шампунями и импортной обувью. И, глядя на очереди, можно было сразу понять, с чем в городе напряженка.

С наступлением эры капитализма вроде бы стало хватать и продуктов питания, и товаров народного потребления – правда, денег нет, чтобы всё это купить, но это уже другая история. Никуда не делись только очереди, которые из продуктовых магазинов передислоцировались в другие учреждения, проявив, как на лакмусовой бумаге, с чем дефицит сейчас…

Детский сад – несбыточная мечта

В редакцию “МГ” обратилась молодая мама Ирина, которая рассказала о работе заволжской комиссии по комплектованию детских садов, что находится на бульваре Фестивальном, 4 (Ульяновском, 2), точнее, о волоките, которая происходит в её стенах.

– Началось всё с того, что 18 августа комиссия по комплектованию должна была выйти из отпуска. Десятки мамочек с маленькими детьми начали стягиваться к её дверям в пять утра и безрезультатно прождали специалистов на жаре до полудня. А оказалось, что работать они начнут только завтра – 19-го, о чём даже не потрудились сообщить людям, – вспоминает Ирина.

В итоге очередь снова пришлось занимать ночью 19 числа. К утру в заветном списке было уже 300 человек. Причём в нескончаемом “хвосте” стояли и очередники, и льготники, и просто те, кому нужно было узнать, как продвинулась очередь в связи с открытием новых детских садов и есть ли у них вообще шансы устроить своего ребёнка. Удивительно, но, несмотря на огромные очереди, чиновники и пальцем не пошевелили, чтобы облегчить жизнь людям: приём здесь проводится всего раз в неделю, что никак не соответствует потребностям огромного района! Почему так? Вопрос риторический. Вот только в той же очереди ходят слухи, что за 60 тысяч рублей его можно решить без всякой волокиты…

Недоступная медицина

О том, что наша медицина (по крайней мере, в поликлиниках) доступна только очень здоровым и, желательно, безработным людям, известно давно. Развернуть здравоохранение лицом к пациентам пытались неоднократно. Только вот очередей к специалистам меньше не становится, и «простым смертным» в часы томительного ожидания приходится довольствоваться видами тылов таких же очередников.

В заволжской поликлинике №3 самая внушительная очередь наблюдается к невропатологу и стоматологу.

К последнему, чтобы получить талончик на бесплатное лечение, приходится вставать в “хвост” ещё возле закрытой поликлиники в 4 часа утра, то же самое творится и в 5-ой поликлинике. А вот к невропатологу в 505 кабинет все в той же поликлинике №3 можно попасть совсем без очереди, заплатив 300 рублей за приём. Справедливости ради стоит сказать, что врач принимает и бесплатно, но какой путь проще и быстрее – рассказывать не нужно…

Но самый “дефицитный” врач в Ульяновске – пожалуй, эндокринолог. Огромные очереди к нему в областной больнице. А в поликлинике №2 на пр-те Нариманова, чтобы попасть к этому специалисту, для удобства пациентов даже дают талончик со временем приёма. Ничего не скажешь, хорошая мина при плохой игре, ведь на самом деле, считай, повезло, если попадёшь к врачу часа на два позже указанного времени. Но пациенты не ропщут, ведь, рассказав о нерасторопности и волоките врача, вряд ли потом придётся рассчитывать на непредвзятое отношение к себе.

Коррупция бессмертна?

Не меньше времени придётся отстоять в “хвостах” тем, кто решил оформить паспорт, загранпаспорт, приватизацию (бюро технической инвентаризации), инвалидность (МСЭК), а ещё счастливчикам, которые попадут на автовокзал в пятницу или субботу и на остановку маршрутного такси в час пик.

Между тем, ещё летом 2008 года президент Дмитрий Медведев озвучил идею о создании “электронного правительства”, которое должно значительно упростить процесс обращения граждан за услугами госорганов (различными справками и разрешениями). Кроме того, подобная система помогла бы в борьбе с коррупцией, ведь когда вся информация на виду, то и понять, намеренно ли затягивается решение того или иного вопроса, становится проще. 1 января 2009 года первый этап этой системы должен был вступить в действие, но этого не произошло.

Несколько раз предпринимали попытки ликвидировать очереди в Минздраве Ульяновской области. Собирались ввести во всех поликлиниках “электронные регистратуры”. Чуда не произошло…

Факт остаётся фактом: в Ульяновске были и есть из года в год работающие в режиме осады “горячие точки”, где посетителей или клиентов заставляют париться в очередях. И единственное, чего не хватает ульяновцам – так это качественных услуг государственных учреждений. Только по ту сторону закрытых чиновничьих дверей, видимо, совсем не выгодно работать так, чтобы было удобно людям.

Виктория ЧАЙКИНА