Население, похоже, укрепляется в уверенности, что врачи -прирожденные шкуродеры. А медиков тем временем отправляют в неоплачиваемые отпуска. Такой результат дало реформирование регионального здравоохранения, затеянное экс-министром Федором Прокиным и продолженное нынешним -Владимиром Петровым. Приказ №787, подписанный последним, окончательно развел врачей и пациентов по разные стороны баррикад. Читатели «СК» сообщают, что в некоторых поликлиниках дело доходит до рукопашной.

Приказ №787 «О мерах по обеспечению гарантий оказания бесплатной медицинской помощи…» был подписан через полтора месяца после того, как аналогичный приказ подписала министр здравоохранения РФ Татьяна Голикова. То есть если по регламенту, то все нормально: каждый федеральный министр (практически все предшественники Голиковой за последние пятнадцать лет) считает своим долгом начать крестовый поход против поборов в медицине. Региональные – просто обязаны соответствовать. Тем не менее факт налицо: 41 статья Конституции, в которой прописано право на бесплатную медицинскую помощь, постепенно превратилась в декларацию чистой воды. Во власти, похоже, нет желающих (или способных?) разобраться, почему это происходит и что нужно сделать, чтобы не происходило.

Приказ, подписанный министром Петровым, – примечательный документ. В нем поручения главврачам – обеспечить (много чего – всего 16 пунктов), заместителю министра -только одно поручение – ужесточить контроль, директору департамента медицинской и лекарственной помощи – составить график комплексных проверок лечебных учреждений и далее в этом духе (три пункта). И никаких конкретных мер. По сути, все «меры по обеспечению…» свелись к банальной облаве на практикующих медиков. Пациентов при этом склоняют к доносам. В приложении №1 к упомянутому выше приказу – подробная инструкция по сбору анкет с каждого, кто прошел курс лечения в поликлинике или больнице. По умыслу или по недомыслию, но пациенту дают установку, что все беды здравоохранения – из-за непорядочности медиков и все изменится, если пациент будет требовать то, что ему положено по закону. Лечебные учреждения обязывают на видном месте вывешивать списки медицинских услуг, которые должны быть предоставлены бесплатно, а рядом – телефоны, по которым пациенты должны жаловаться, если выходит не по закону, а по жизни.

Теперь пациенты, и впрямь поверившие, что по слову нового министра региональное здравоохранение вдруг в один миг станет бесплатным (по программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи практически все услуги бесплатные, за исключением разве что косметологии и стоматологии. -Т.З.), шумят у регистратур, пишут жалобы, рвут в бестолковых боданиях нервы… А врачи по-прежнему отправляются в неоплачиваемые отпуска (эта практика повелась еще с весны), потому что денег в здравоохранении нет – ни на зарплату, ни на то, чтобы обеспечивать права пациентов, о которых так лихо раструбил Минздрав.

Причины провала известны – с нынешнего года региональное здравоохранение вступило сразу в две реформы. Бюджетное финансирование практически прекратилось. Теперь денежные вливания в ЛПУ идут преимущественно по линии Фонда обязательного медицинского страхования, который тоже вынужден экономить (предприятия региона по большей части дышат на ладан, так что с отчислениями в Фонд очень туго). Отсюда – катастрофически заниженный тариф на медицинские услуги. Особенно – в городских лечебных учреждениях. Например, одно посещение в поликлинике в среднем стоит немногим больше ста рублей. Крохи, если учесть, что в эту сумму заложена зарплата, стоимость лечения, анализов, УЗИ, других исследований, процедур…

В 2008 году, когда переход на одноканальное финансирование только обсуждался, экс-министр Прокин обещал главврачам изобилие. Те тихо вздыхали – им хотелось верить, что тариф действительно будет поднят в два с половиной раза. Однако подняли его гораздо скромнее -всего-то на 25 процентов. А 1 февраля опустили – до пятнадцати процентов. В августе планировалось очередное понижение, которое пока не решаются реализовать. Это только один из многих факторов провала, о которых Минздраву хорошо известно. Но вместо решения проблемы публично отрабатывается версия о врачах-шкуродерах.

Чем все это закончится? Главврачи готовы отказаться от платных услуг и откажутся по максимуму. Отсроченная запись на исследования и анализы от этого короче не станет. Ведь Минздрав признает, что программа госгарантий по медучреждениям Ульяновска выполнена на сто процентов, то есть платные услуги не подменяют, а дополняют бесплатные. Если у врачей нет материального стимула работать сверхурочно, они просто не будут вести прием. Как результат – пациентов развернут в сторону частных медицинских центров. Вопрос: кому это надо, на чью мельницу льем воду?

Любые приказы, а уж особенно в такой тонкой сфере, как здравоохранение, должны быть морально оправданы и материально подкреплены – это факт неоспоримый.

Что реально имеем мы? Врачей и пациентов столкнули лбами, развели по разные стороны баррикад, хотя в сложившейся ситуации они – одна команда на тонущем корабле.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.