В минувший четверг депутаты Городской Думы собрались на внеочередное заседание и открыто заявили о своем решении фактически изменить существующую схему выборов городской власти. Теперь руководить мэрией будет назначенец, или, как сейчас принято говорить, сити-менеджер, а не всенародно избранный мэр. Все получилось по слову губернатора.

Игра словами

Соответствующее предложение в Думу внесли спикер парламента Василий Гвоздев и его коллеги-однопартийцы – всего двадцать один депутат. То есть те, кто полгода назад публично заявляли, что не намерены вносить изменения в Устав города и менять порядок избрания мэра. Чтобы соблюсти лицо и не обнаружить внезапных перемен в своих умонастроениях, в четверг депутатам-единороссам пришлось виртуозно жонглировать такими понятиями, как «глава города», «мэр», «глава администрации». И нельзя сказать, что они в этом не преуспели: в телеэфир вышли сюжеты, в которых прозвучало, что депутаты – за всенародные выборы главы города. Что это означает на деле, то есть в предложенном варианте Устава города, в рамках новостного сюжета объяснить было просто невозможно. Следом выходят статьи за авторством самой Гордумы, где ярко заявлено: «Депутаты отстояли право избирать главу города всенародно».

Похоже на то, что идеологи перемен поставили цель либо окончательно свернуть головы избирателям, либо отбить у них всякую охоту разбираться в том, кого они будут избирать, а кого не будут. Ну что должен подумать человек, которому со страниц газеты сообщают, что депутаты отстояли его право голосовать за мэра? Закономерно возникает вопрос: кто и когда это право пытался отобрать? Скажите тогда уж конкретно – у кого отстояли. И кто вообще может это право отобрать, кроме самих же депутатов?

Звонки в «СК» подтверждают, что люди окончательно сбиты с толку. Хорошо, что желающие разобраться в том, что было и что будет после того, как депутаты исполнят свое намерение внести изменения в действующий Устав города, еще остались.

К корням или плану Корнева

Все в принципе ясно: городская власть – это представительный орган, то есть Городская Дума, и исполнительно-распорядительный – мэрия, функции жизнеобеспечения города, распоряжения его средствами, имуществом, тарифная политика – в компетенции мэрии. Мэрию возглавляет глава города (так прописано в Уставе), он же мэр, как мы привыкли его называть. До сих пор он избирался всенародно. По Уставу это высшее должностное лицо в городе.

Полгода назад стало известно, что на площади Ленина зреет план сделать мэра назначенцем – из числа депутатов Гордумы. Реализовать этот план можно было только руками депутатов Городской Думы, потому что никто, кроме них, не может внести соответствующие поправки в Устав. Гордумовцы-единороссы публично заявили, что делать этого не будут.

На этой неделе, в понедельник, в Гордуме состоялось закрытое совещание в партийном кругу с участием председателя политсовета регионального отделения партии «Единая Россия» Игоря Тихонова и признанного всеми идеолога отмены всенародных выборов мэра, заместителя руководителя аппарата облправительства Виктора Корнева.

В результате, уже через два дня, на внеочередном заседании Гордумы был презентован новый вариант устройства городской власти, но со старой идеей – сделать мэра, то есть человека, который руководит мэрией, решает все насущные и, главное – денежные и имущественные, вопросы, назначенцем. В то же время население успокаивают: выборы главы города остаются всенародными. В чем тут фокус?

А фокус – в подмене понятий. В новой, предложенной единороссами, редакции Устава глава города входит в состав Думы и возглавляет ее. То есть, по сути, является председателем Гордумы. Разумеется, он не может руководить мэрией. Такое смешение представительной и исполнительной власти просто немыслимо.

Тут надо четко понять: депутаты-единороссы приняли решение, что мэр, глава мэрии, глава администрации (это все понятия одного порядка) должен быть назначенцем. Не важно, будут его выдвигать из рядов самих депутатов, как это планировалось раньше, или из каких-то других. Главное – он будет фигурой не выборной, а назначаемой.

Глава – главная, но декоративная фигура

Разумеется, под это блюдо есть вкусная приправа. В новой редакции Устава прописано, что глава города (он же председатель Гордумы) будет высшим должностным лицом в системе управления городом. Что это значит на деле? Глава будет представлять город на всех площадках -и в РФ, и за рубежом (то бишь будет делать визиты и принимать визитеров), заключать соглашения с общественными организациями, исполнять контролирующие функции и совместно с комиссией (которая на треть будет из людей губернатора, а на две трети из депутатов Гордумы) согласовывать кандидатуру главы администрации (то есть мэра).

– Есть хорошая поговорка: у кого финансы, тот и играет музыку. Усилены ли полномочия главы города в части контроля за распоряжением финансами города? – такой конкретный вопрос задала на заседании Гордумы в четверг Галина Смолянкина…

И получила довольно обтекаемый ответ юридической службы парламента: «Глава города будет выполнять полномочия председателя Думы (вероятно, имелось в виду, что функции принятия и утверждения бюджета города останутся). Более того – у него есть право решающего голоса».

По контексту получалось, что никаких таких особых полномочий у первого лица города не будет, финансами он не может распоряжаться по определению. Свадебный генерал, декоративная фигура – эти эпитеты в отношении того, кого предложено выбирать ульяновцам, на заседании возникали не раз. Но спикер не сдавался, упирал на то, что в новой редакции Устава полномочия Думы расширены (спикера, соответственно, – тоже): она будет согласовывать назначение всех ключевых фигур администрации, призывать руководителя мэрии к отчету, ставить вопрос о расторжении с ним контракта, если будет на то нужда. А пока, дескать, у Думы нет надежного механизма, позволяющего исполнять наказы избирателей. Тут на орехи досталось и действующему мэру (которого, кстати, на тот момент не было в городе): он якобы покрывает своих подчиненных, которые топят социально значимые программы, принятые Гордумой.

Как-то за скобками осталось, что контролирующих полномочий у Думы и сегодня предостаточно: именно депутаты утверждают кандидатуры всех замов мэра и председателей комитетов. По действующему Уставу «глава города подконтролен и подотчетен населению и Думе», обязан отчитываться дважды в год, а Дума вправе принять решение о внеочередном его отчете… Ну, это к слову.

Мэр-менеджер

Идею поставить на хозяйские дела в Ульяновске «мэра-профессионала», так называемого сити-менеджера, в начале сентября открыто презентовал губернатор Сергей Морозов. Если бы депутаты-однопартийцы не взяли под козырек, то глава региона так и остался бы при своих интересах. Но они сочли нужным продемонстрировать приверженность первому лицу региона и срочно запустить в ход изменение системы управления городом, где сити-менеджеру фактически отводится ключевая позиция.

– Мы получили достаточно куцее объяснение того, зачем нужны изменения в Устав, – сказал в рамках обсуждения законодательной новации депутат ЗС Алексей Куринный, предварительно записавшийся на выступление. – Пишут люди, идут обращения от общественных организаций… Ничего такого нет. Сити-менеджер как великий специалист во всех вопросах – это полная глупость. Президент у нас юрист, премьер – бывший работник КГБ, губернатор руководил милицией. Они управляют, хотя нет соответствующих дипломов. Позиция сити-менеджера по многим вопросам, которые касаются горожан, будет более жесткая, вы это прекрасно понимаете. Вам сегодня, по сути, предлагают сдать город, сдать интересы горожан – узаконить сити-менеджера, а взамен организовать всенародные выборы свадебного генерала, зицпредседателя – фигуры с представительскими функциями, которая ничего не решает.

«Не такие мы бараны»

На четверговом заседании присутствовали первый заместитель председателя облправительства Александр Пинков и идеолог отмены прямых выборов главы города (подчеркиваем – главы в значении «мэр, человек, управляющий мэрией») Виктор Корнев. Но слова они не брали. Несмотря на жесткие повороты в дискуссии, спикер Василий Гвоздев управления ситуацией не терял. Предложения Геннадия Бударина, Александра Каплина и Лидии Кутиновой отсрочить обсуждение вопроса с тем, чтобы депутаты получили возможность разобраться в предложенных новациях, было отклонено без аргументации.

– Этот вопрос требует взвешенного решения, для которого депутатский корпус еще не созрел. За принятием этого решения последуют глобальные изменения, – настаивал Бударин.

На что коллега-единоросс Олег Родионов парировал:

– Я бы хотел депутатам Каплину и Бударину ответить на их вопросы. Они сильно волнуются за депутатскую группу, что мы как бы не разобрались, что мы стадо баранов, которое непонятно куда идет. Хотелось бы их поправить: не такие мы бараны. Мы знаем, что мы будем принимать, и своим решением мы это покажем.

Единоросска Людмила Ляшенко тоже сочла необходимым заявить, что «разобралась»:

– В этих изменениях два ключевых момента – мы оставили всенародные выборы главы города и усилили контроль за исполнительной властью власти представительной. Более народного варианта, наверное, представить трудно. Наших коллег понять трудно: они отказываются, получается, от самого народного варианта…

Поднять руки отказались

На пресс-конференции, предваряющей четверговое заседание Думы, спикер Василий Гвоздев настаивал, что предложение фракции «Единой России» внести изменения в систему выбора главы города обдуманно, за последние полгода депутаты-единороссы своей позиции не изменили. Они с самого начала были против отмены всенародных выборов главы города и сегодня, сейчас, готовы это официально подтвердить. Спикер настойчиво уклонялся от нюансов в развитии темы, напирая на ключевые понятия «глава города» и «всенародные выборы». Тем не менее нюансы есть, и значительные: 17 июля Гвоздев и его соратники публично, в СМИ, высказались, что «менять систему избрания главы города на данном этапе нецелесообразно», и предлагали «провести выборы демократическим путем». В развитие темы спикер тогда же заявил: «Убежден, что назначенный по контракту глава администрации слабо защищен от снятия с работы, в отличие от всенародно выбранного мэра… В Ульяновске уже сейчас есть проблемы, которые может решить только сильная власть и только всенародно избранный мэр…». Кажется, нет никаких сомнений, что на тот момент Василий Гвоздев имел в виду главу города как главу исполнительной власти? Намерения ловить кого-то на слове, разумеется, нет. Но было бы правильно, если бы в таком важном вопросе было больше конкретики и меньше словесных петляний.

Ни пресс-конференция спикера, ни ход заседания не дали ответов на вопросы: почему такое важное решение так спешно родилось и так энергично проталкивается. В чем дело, если за всей этой ситуацией не большая закулисная игра?

И какая же в таком случае незавидная роль в этой истории отводится горожанам, замороченным хитрой терминологией…

Тем не менее с понедельника, как заявил спикер, начнется «самое широкое обсуждение с населением» избирательных новаций. На 5 октября назначены публичные слушания, по результатам которых изменения в Устав будут утверждены.

Из 26 депутатов за это проголосовали 23. Один против, двое воздержались. Предложение депутата Бударина голосовать открыто, высоко поднятыми руками, все единодушно отвергли.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА