В сентябре мировое сообщество отметило годовщину экономического кризиса. С самого начала и по сей день для большинства населения нашей страны наступление этого коллапса остаётся совершенной неожиданностью. Специалисты говорят, что подобное отношение объясняется тем, что этот кризис — это первое глобальное потрясение, которое Россия переживает в новейшей истории вместе со всем миром.

Подкузьмившие братья

Датой старта эпохи мирового кризиса условно считают 15 сентября прошлого года. Именно тогда произошло банкротство одного из крупнейших мировых банков – американского Lehman Brothers. Точка отсчёта кризиса в России стал так называемый «чёрный вторник», 16 сентября. Разница в датах обвала финансовых индексов России и Америки объясняется разницей во времени между Нью-Йорком и Москвой. По итогам «чёрного вторника» индекс ведущих российских компаний РТС рухнул более чем на 11%. На следующий день падение продолжилось, и торги на российских биржах были приостановлены до 19 сентября.

Врез

Индекс РТС (RTSI, RTS Index) — основной индикатор фондового рынка России. Расчет Индекса РТС производится на основе 50 ценных бумаг наиболее капитализированных российских компаний.

Индекс РТС отражает текущую суммарную рыночную капитализацию акций некоторого списка эмитентов (организаций, выпустивших (эмитировавшие) ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности) в относительных единицах.

Lehman Brothers казался непотопляемым. Именно поэтому крушение этого банка стало таким шоком для всей мировой экономики. Банки перестали доверять друг другу, и, как результат, перестали страховать друг друга кредитами. Рухнул один из важнейших финансовых механизмов.

Применительно к России, следствием сложившейся ситуации стало отсутствие лимитов от западных банков, чем отечественные финансисты и промышленники активно пользовались до наступления коллапса.

В отсутствии свободных денег должники, чтобы расплатиться с долгами, начали массированную распродажу ценных бумаг. Финансисты называют такую ситуацию эффектом «падающего ножа». В результате только за вторую половину сентября Индекс РТС потерял 28%.

Нефть — не панацея

К моменту кризисной атаки Россия находилась в фазе экономического роста, длившейся уже много лет. Поэтому даже когда кризис ударил в полную силу ряд специалистов брались утверждать, что нашей стране он не страшен: мол гарант финансового благополучия России — высокие цены на нефть и значительные госрезервы.

Однако уже к декабрю цены на чёрное золото катастрофически упали, стали сжиматься международные резервы и экономический подъём остался лишь в воспоминаниях. Даже по прошествии года российская экономика находится в гораздо более плачевном состоянии, чем экономические системы её подруг по несчастью.

Российский ВВП в первом полугодии текущего года упал более чем на 10 процентов, в то время как в других странах «большой восьмерки» масштабы падения были гораздо меньше. Мало того, независимые эксперты пророчат российскому ВВП и дальнейшее падение на уровне 10-15%, – и это когда экономика отдельных стран ООН уже не только стабилизировалась, но даже и начала выправляться!

И такое положение тем более печально, что уже со второго квартала 2009 года начали расти цены на нефть (сейчас цена на российскую экспортную нефть Urals колеблется вблизи отметки $70 за баррель, к $30 на декабрь прошлого года).

Почему же выросшие цены на сырье и антикризисный пакет не дали должного стимула российской экономике? Специалисты утверждают, что причина – отсутствие в стране правильных экономических институтов, или — более привычно – производственных отношений.

Банковскую систему страны удалось сохранить лишь путём быстрых многомиллиардных вливаний. Правительство и ЦБ решились на это стремясь предотвратить паралич расчётов в стране. Однако, приходится констатировать, что часть средств, выданных банкам для финансирования промышленности, так и не дошла до реального сектора, оказавшись, в том числе, и на зарубежных счетах. Кроме того, в условиях общемирового банковского кризиса многие банкиры не хотят или физически не могут кредитовать предприятия.

А веры нет

Первыми от кризиса пострадали компании, работавшие на заёмных деньгах, в таких областях как недвижимость и розничная торговля. В России не сработала одна из общепризнанных во всем мире антикризисных мер – стимулирование спроса со стороны населения. Значительные средства были розданы непосредственно крупнейшим предприятиям, которые используют их для того, чтобы держаться на плаву. По рыночным же законам деньги надо было предоставить населению, чтобы оно создало спрос на продукцию предприятий.

Кроме того, как показывает практика, в условиях кризиса практически все слои населения более склонны к накоплению и сбережению средств и ограничению расходов, а вовсе не к их трате.

Рухнувший после нескольких лет роста потребительский спрос и недоступность банковских кредитов закономерно сказались на настроении предпринимателей и породили так называемый пессимизм предприятий.

Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин заявляет о том, что Россия должна выйти из состояния рецессии после третьего квартала текущего года. То бишь, до наступления вожделенного экономического благополучия буквально рукой подать — вот уж конец сентября на пороге виднеется!

Программа антикризисных мер, полный текст которой опубликован 19 июня 2009 года на сайтах правительства и премьера РФ, предусматривает принятие ряда мер по активизации внутреннего спроса на российские товары, наращивание промышленного потенциала, снятие барьеров для предпринимательской деятельности, а также выполнение в полном объеме социальных обязательств. Однако, насколько позитивны были оценки экономического положения страны ряда экспертов в начале кризиса, настолько же сейчас преобладают голоса пессимистов. В качестве основных причин для сомнения называются во-первых недостаточное финансирование антикризисных программ, во-вторых неконтролируемое нецелевое использование выделенных денежных средств.

Вывезет ли Lada

В Ульяновской области наиболее показательным примером влияния финансового кризиса на реальные секторы экономики стало состояние предприятий работающих на автопром. Во-первых — это тотальное сокращение количества самих этих предприятий, большей частью небольших частных компаний, а во-вторых все вытекающие из создавшегося положения социальные последствия.

Начало сентября было ознаменовано чудесной новостью о том, что крупнейший российский автопроизводитель легковых автомобилей, на которого завязано большинство ульяновских предприятий автопрома – ОАО «АвтоВАЗ» вводит рабочие субботы на линии сборки автомобилей семейства Lada Priora.

– Введение дополнительной восьмичасовой рабочей смены обусловлено повышенным спросом на автомобили данного семейства у покупателей, – так объясняла данный факт пресс-служба предприятия.

Весьма неожиданно оказалось, что многострадальные раскритикованные автомобили отечественного производства не так уж и плохи, если не сказать — хороши! По данным пресс-службы «АвтоВАЗа», в рейтинге продаж новых легковых машин в России в первом полугодии этого года первые четыре места заняли модели бренда Lada. В лидерах автомобили семейства Lada Priora, (реализовано 49 тысяч штук за первое полугодие). На втором месте – семейство Lada Samara (47 тысяч), на третьем – Lada 2105/2107 (37 тысяч автомобилей).

Все эти оптимистичные цифры, впрочем, могут служить лишь слабым утешением в создавшемся положении. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, за первое полугодие этого года «АвтоВАЗ» сократил продажи легковых автомобилей и коммерческого транспорта на 44% – до 179,9 тысячи машин. Чистый убыток по итогам первого полугодия составил 14,2 миллиарда рублей против чистой прибыли в 1,49 миллиарда рублей в первом полугодии прошлого года. Выручка компании снизилась более чем в два раза и составила 40,22 миллиарда рублей. В частности, выручка от продажи автомобилей сократилась на 50,2%, от продажи запасных частей – на 15,9%.

Стандартные схемы в действии

«АвтоВАЗ» признал, что ему нужна дополнительная господдержка. Завод просит правительство РФ предоставить гарантии по кредитам и субсидировать часть причитающейся по ним процентной ставки. Таким образом руководство завода действует в лучших традициях описанной выше схемы.

Однако государство уже помогло «АвтоВАЗу» – весной премьер-министр Владимир Путин во время поездки на завод распорядился выделить предприятию беспроцентную ссуду на 25 миллиардов рублей. Эти деньги уже израсходованы: концерн рассчитался с поставщиками, работниками, погасил некоторые из кредитов.

Кроме «АвтоВАЗа» такой эксклюзивной поддержки не удостоилось ни одно предприятие. И, по всей видимости, дополнительной господдержки «АвтоВАЗу» не удастся добиться ещё несколько лет.

Традиционны и закономерны и меры, на которые в свете произошедшего решилось руководство завода: предприятие готовится к массовым увольнениям работников – в Минздравсоцразвития подана заявка на сокращение 36 тысяч человек к концу декабря.

Таким образом очередная порция потенциальных автовладельцев окажется на улице, обладая весьма призрачной возможностью стать в ближайшее время обладателем нового железного коня, чем не только доставить удовольствие себе, но и поддержать родное предприятие. Существует, конечно, ещё и вариант, если властьпридержащие и деньгами заправляющие чиновники поддадутся на очередной шантаж руководителей предприятия — тогда, может быть, и рабочие места будут сохранены. Если ни на что другое деньги не уйдут.

Искать виноватых в создавшемся и затянувшемся в стране положении — дело неблагодарное. Все диагнозы российской экономике уже поставлены. А рядовому гражданину только и остаётся как набраться терпения, сцепить зубы и попытаться сберечь и не растерять своё единственное драгоценное здоровье. Поверьте, оно вам ещё очень пригодиться — кризис там на дворе или не кризис.

Екатерина НОВИЦКАЯ