Николай Ильич Яценко – фигура в городе неповторимая. Если вам надо узнать мельчайшие подробности жизни и творчества художника Дмитрия Архангельского, учителя Пластова, обращайтесь к Яценко. И если вас заинтересовала личность автора «Маленького принца» французского писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери, снова надо идти к Николаю Ильичу. Его коллекция книг о знаменитом французе уникальна не только в России, но и во всем мире. Несколько раз находились покупатели на это замечательное собрание.

В 1991 году во время встречи в Париже подруга Экзюпери Нелли де Вогйе за бюст писателя, хранящийся у Яценко, предлагала ему приличные деньги. Он отказался. Считал, что собранные им за всю жизнь материалы должны остаться в Ульяновске. В подарок. Но город подарок не принимает. Об этом Николай Ильич рассказал нам в преддверии своего 75-летия, которое он отмечает завтра, 4 октября. Говорил остро, резко, с обидой и непониманием. «Чего уж таить в такие годы?».

А началось все с того, что…

– Началось с того, что в конце 60-х годов я прочитал книгу Марселя Мижо «Сент-Экзюпери» из серии «ЖЗЛ». Прочитал – и потерял покой. В Экзюпери я почувствовал родственную душу. Его идеалы – мои идеалы. Я стал летчиком не без этого влияния. Начал собирать публикации об Экзюпери, документы, предметы, связанные с ним. Познакомился с его родственниками, создал международный Клуб друзей Сент-Экзюпери. За эти годы у меня дома собрался огромный материал.

– Когда появилась идея создать в Ульяновске музей Экзюпери?

– Впервые я написал свое предложение в 1978 году в партком УШВЛП, где я тогда работал штурманом-инструктором. При мне сменились три секретаря парткома, все обещали разобраться, но… так ничего и не сделали.

– Было продолжение?

– Позже я предложил создать библиотеку-музей Сент-Экзюпери во Дворце книги. Несколько раз встречался с главой обладминистрации Горячевым, он согласился с моим предложением. Но вскоре губернатором был избран Шаманов, которому я написал четыре письма с уведомлением (то есть все они были им получены), но ни на одно не пришло ответа. И что же я теперь могу сказать об этом губернаторе? Я все сказал о нем в своих «Дневниковых записках»,

которые пишу ежедневно уже восемнадцатый год.

– А к Морозову Вы обращались?

– Да, я написал шесть писем. На все получил ответы от Ившиной, директора областного департамента культуры и архивного дела. Это все чиновничьи отписки.

Вот фрагмент ее ответа от 16 февраля 2009 года: «Все мероприятия по техническим вопросам, разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по устройству перегородки, оборудования, при наличии положительных заключений, будут внесены в планы мероприятий для проведения работ в 2010-2011 годах».

А речь всего-то шла об устройстве перегородки в одном из залов Дворца книги, где и разместились бы документы о Сент-Экзюпери.

Сравнительно недавно я предложил Ившиной еще один вариант проекта – присвоить какой-то библиотеке в центре города статус библиотеки имени Антуана де Сент-Экзюпери. Она согласилась рассмотреть это предложение, но ответа я и опять не получил.

В этой связи я вспоминаю красноярского библиофила Геннадия Васильевича Юдина (1840-1912 годы), собравшего около 100 тысяч книг и журналов, а также около 500 тысяч единиц хранения рукописей -все по истории России. Царское правительство отказалось приобрести эту библиотеку, тогда Юдин продал ее в 1907 году библиотеке конгресса США, где это собрание книг до сих пор является ядром славянского отдела.

И я, видимо, последую примеру Юдина, кстати, моего земляка. Мне 75 лет, и я не могу и не хочу ждать новых чиновничьих выкрутасов, от которых меня коробит. И теперь я заявляю: если до 1 декабря нынешнего года мне не будет дана гарантия создания библиотеки-музея Сент-Экзюпери во Дворце книги, то мое уникальное собрание материалов покинет Ульяновск.

– А почему Вы настаиваете именно на создании библиотеки-музея?

– Хороший вопрос. Здесь ключевое слово – библиотека. Именно благодаря ей студенты вузов смогут писать курсовые, дипломные работы, а аспиранты – диссертации. В нынешнем году студентка УлГТУ Юлия Головина защитила диплом по материалам о Дмитрии Ивановиче Архангельском из моего собрания. Но материалов о Сент-Экзюпери у меня в десятки раз больше. И с ними смогут вести научную работу на любом уровне.

Вообще в России есть библиотека имени Сент-Экзюпери. Она создана недавно в Москве бывшим летчиком-испытателем Листовым, который просит подарить ему мои материалы.

– И тогда в Ульяновске совсем не останется Ваших материалов?

– Нет, этого не произойдет. Я подарил ульяновскому Гуманитарному лицею часть своего собрания, и скоро там будет открыта Галерея Маленького принца. Ничего подобного нет нигде. И заслуга в этом принадлежит директору лицея Марине Олеговне Мельниковой и Лидии Владимировне Голубевой – преподавателю английского языка, руководителю лицейского театра. Они для меня – соратники, единомышленники, их не нужно было ни в чем убеждать.

А музей Экзюпери в России будет, но, скорее всего, не в Ульяновске, о чем я очень сожалею.

Совсем недавно жители маленького городка Сен-Морис близ Лиона выкупили за 950 тысяч евро у муниципалитета города Лиона замок, в котором Антуан провел свое детство. Именно здесь, и только здесь, наследники Сент-Экзюпери всегда хотели создать музей. В городке живет всего 700 человек, и его финансовые возможности более чем скромные. Муниципалитет был вынужден взять еще банковскую ссуду, чтобы выкупить этот замок. Теперь предстоит выполнить там капитальный ремонт, разработать проект, закупить музейное оборудование и оформить экспозицию. Одним словом, музей Антуана де Сент-Экзюпери скоро будет создан на его родине. И в этом заслуга жителей городка Сен-Морис – наследников гуманности.

Лилия Гребенскова.