Мне, приученному смотреть на окружающую действительность сквозь призму исторических решений партии и личных указаний ее вождей, в последние годы очень не хватало этой корректирующей сознание оптики. Я подолгу бродил возле клетки со слоном, на которой было написано «буйвол» и, вопреки совету Козьмы Пруткова, думал: «А может быть, стоит поверить глазам своим?». Чай, рассуждал я, народ, пишущий на клетках, заборах и в прочих официальных СМИ, врать не будет.
Читал прессу – и сердце переполняла гордость за родимый Ульяновский край. Как живем-то мы тут хорошо, братцы! Хоть по темпам роста благосостояния, хоть по развитию детородных процессов и успехов здравоохранения удержу нам просто нет.
Впору вставить в гимн области крылатую строку из песни «Нас не догонят!».
Но вот разбилась идиллия писаного благополучия. И камень в это сказочно-хрустальное зеркало бросил не какой-нибудь редкоземельный по нынешним временам демократ, а сам господин президент Д.А. Медведев. Я имею в виду его статью «Россия, вперед!».
Оказывается, пишет президент, «дела наши обстоят далеко не самым лучшим образом… Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. Наша теперешняя экономика переняла у советской самый тяжелый порок она в значительной степени игнорирует потребности человека. Отечественный бизнес за малым исключением не изобретает, не создает нужные людям вещи и технологии. Торгует тем, что сделано не им, – сырьем либо импортными товарами. Готовые же изделия, произведенные в России, в основной массе пока отличаются крайне невысокой конкурентоспособностью.
Отсюда и большее, чем у других экономик, падение производства во время нынешнего кризиса. И запредельные колебания фондового рынка. Все это доказывает, что мы сделали далеко не все необходимое в предшествующие годы. И далеко не все сделали правильно.
Энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки. Но это полбеды. Беда в том, что, похоже, это не очень волнует владельцев, директоров, главных инженеров и чиновников».
И еще президент пишет о том, что гражданское общество в России слабо, уровень самоорганизации и самоуправления невысок, что с каждым годом нас становится все меньше. Алкоголизм, курение, дорожно-транспортные происшествия, недостаточная доступность многих медицинских технологий, экологические проблемы сокращают жизнь миллионов людей. И вообще, признает Дмитрий Анатольевич, у нас примитивная сырьевая экономика, хроническая коррупция, застарелая привычка полагаться в решении проблем на государство, на заграницу, на какоенибудь «всесильное учение», на что угодно, на кого угодно, только не на себя.
Об этом вряд ли напишут рекламные агентства на заборах, опутавших самые привлекательные участки Ульяновска. И СМИ не поддержали почин президента, и во властных коридорах не слышно треска рвущейся рубахи на груди чиновника, нет запаха каленого железа, которым надо бы выжигать язвы проклятого двадцатилетнего прошлого. Да и наши якобинцы (так я называю официальную оппозицию. Слово русское, производное от «якобы». – Прим. авт.) лишь иногда, чтобы не забыли граждане об их существовании, портят атмосферу показного благополучия. И то как-то застенчиво, шепотком.
Статья «Россия, вперед!», как бы ее ни критиковали, для меня, журналиста, является той самой призмой, сквозь которую можно показывать буйвола в клетке, как бы ни старалась власть выдать рогатого за слона. Посмотрим же на окружающую действительность сквозь эту призму.
Если бы господин Медведев открыл сайт правительства Ульяновской области, он бы узнал о том, что в Ульяновской области «продолжают активно бороться с коррупцией». Активность борьбы выражается в громадном количестве заседаний, распоряжений, соглашений, информации о создании общественных структур, программ, графиков. А результат? Вполне ожидаемый от бюрократической возни: за 2008 год прокурорами оспорено 5835 муниципальных правовых актов. Внесено около пяти тысяч представлений. Один из «лучших» граждан региона, вошедший в список топ-50, отправлен за решетку.
Если верить статьям и интервью руководителей области, то родина Ленина впереди планеты всей по развитию гражданского общества, уровню самоорганизации и самоуправления. Но в жизни все не так. Граждане Ульяновска лишились недавно возможности избирать мэра, пресловутая однопартийность без оглядки на общественное мнение выстраивает свою вертикаль власти.
Юридическое невежество и малограмотность исполнительной власти на местах исключают даже надежду на перемены к лучшему: из 143 действующих глав поселений 41 не имеет высшего образования. В связи с этим в Ульяновской области приняты поправки к Закону «О муниципальной службе», согласно которым сити-менеджеры поселений численностью до 15 тысяч жителей могут не иметь высшего образования.
По официальной версии, у нас достигнуты небывалые высоты в области экономики, здравоохранения, демографии, благосостояния населения. Господа версификаторы, составляя победные реляции, вы обращаетесь к иным источникам кроме потолка и липовых отчетов? По данным Независимого института социальной политики, например, наши успехи куда как скромны по сравнению с другими регионами. Не стоило бы, например, хвастаться эффективностью антикризисных мер, поскольку проблемы неконкурентоспособной региональной экономики кризис резко усугубил и промышленное производство Ульяновской области к маю 2009 года сократилось на треть, спад оказался одним из самых высоких среди регионов России.
По объему внешнеторгового оборота – индикатора включенности в глобальную экономику – Ульяновская область также много уступает более развитым регионам ПФО. Не следует забывать также и о том, что Ульяновская область входит в число регионов с повышенным уровнем дотационности наряду с депрессивной Пензенской областью и республиками ПФО. Уровень экономической активности населения Ульяновской области (64%) ниже, чем в среднем по стране и Приволжскому ФО (67%). Для сельской местности этот показатель равен 61%, что почти на 5% ниже, чем по округув целом.
Косвенным индикатором доходов населения может служить обеспеченность легковыми автомобилями, этот показатель в Ульяновской области ниже среднего по стране (171 и 195 автомобилей на 1000 населения в 2007 году соответственно).
Не стали панацеей от бедности растиражированные дополнительные меры обеспечения социального благополучия. Даже при низком прожиточном минимуме уровень бедности в области на треть выше среднего по стране, а также показателей развитых регионов.
Ученые отмечают, что системе здравоохранения области недостает высококвалифицированных кадров. Обеспеченность врачами – 37 на 10 тысяч населения (в РФ – 50), в Приволжском ФО ситуация хуже только в экономически отсталой республике Марий Эл. По обеспеченности врачами область занимала в 2007 году 73-е место среди регионов России.
Такова суровая правда местной жизни. Знать ее полезнее для общества, чем сочинять газетные хвастушки.
Владимир ФИЛИМОНОВ.
сегмент
Самое противное и страшное, что изменить уже ничего нельзя. Вся эта жуткая вертикаль практически выстроена, вчера только Путин распекал-отчитывал неблагополучие в регионах, а об Ульяновской обл. – как о мертвом – ни слова! Ну скатался Гринберг со товарищи в центр, ну бобузили вчера маленько у филармонии, а у них опять все идет по-плану. Дела до нашего города нет никому.
Противостоять местному властному бульдозеру некому. В СМИ мы поем да пляшем, осеменяемся да славим ТОПников местных. Ну что тут скажешь. Осталось ждать приказа "Быстро к стенке!" Не сегодня, так завтра, притаком раскладе, обязательно дождемся.
qwerty
Целый день смотрел телевизор, но так и не понял, про какую страну, они всё время рассказывают?