О возможностях Жилищной инспекции и о том, что нужно знать и делать населению, чтобы эти возможности использовать как можно эффективнее, мы говорили с начальником Государственной жилищной инспекции, главным государственным жилищным инспектором по Ульяновской области Татьяной Картузовой.
– Татьяна Владимировна, ЖКХ-сфера – рекордсмен по проблемам, жалобам. Какая нагрузка ложится на ваше ведомство и какими силами вы справляетесь?
– К концу года, думаю, количество обращений в инспекцию превысит две тысячи. В неделю к нам поступает в среднем сорок обращений. Иногда читать их приходится уже дома. На всю область работает восемь инспекторов. На каждого приходится приблизительно около четырех миллионов квадратных метров жилья.
– В представлении населения Жилищная инспекция – единственный орган, куда теперь можно пожаловаться на некачественную работу управляющих компаний или ресурсоснабжающих организаций. Ведь у власти в лице комитета ЖКХ мэрии почти не осталось рычагов влияния – жилой фонд в основном немуниципальный, управляющие компании -частные. Многие думают, что полномочия Жилинспекции неограниченны.
– Ограничены законом, и весьма существенно. 1 мая вступил в силу 294-й Федеральный закон, который упорядочил систему проверок юридических лиц, к которым также относятся и домоуправляющие компании, в том числе среднего и малого бизнеса. Мы имеем право проверять их или в плановом порядке – один раз в три года, – или по жалобе о нарушении прав потребителей. Но в этом случае инспектор проверяет только то, что явилось предметом жалобы. Если жалоба на текущий стояк, то инспектор не может заодно указать управляющей компании на протекающую крышу. Это закон, и его нарушать нельзя. Иначе накажут нас.
– Закон – в интересах бизнеса? Получается, что он ущемляет интересы населения?
– Нет, это не совсем правильно. Тут ведь многое зависит и от населения, от его правовой культуры. Я призываю население к активному и грамотному взаимодействию и с Жилищной инспекцией, и с управляющими компаниями. Если возникла проблема, нужно написать заявление (лучше – в двух экземплярах) в управляющую компанию или сделать заявку по телефону, которую зафиксируют в специальном журнале и назовут номер. Нет реакции управляющей компании, значит, надо писать заявление в Жилищную инспекцию. Для чего это нужно? Какой оборот примет конкретное дело, мы не знаем. Мы идем с проверкой, даем предписание на устранение нарушений. Наше предписание управляющая компания может обжаловать в судебном порядке. В суде устное обращение не имеет силы. Так что писать жалобы надо – хотя бы в три строки – с указанием фактов нарушения жилищного законодательства.
– Бывает, что вам пишут, а вы мер принять не можете?
– Бывает. Законом определено, что мы стоим на защите прав и интересов граждан. Казалось бы, очень широкий спектр полномочий. В то же время сфера нашей компетенции четко определена – нарушение содержания жилого помещения, непредоставление или нарушение режима коммунальных услуг, перепланировка. Тарифы и начисление платежей за жилищные и коммунальные услуги – в компетенции Роспотребнадзора, у него есть соответствующие санкции. Мы же по этим вопросам можем оказать только консультативную помощь. Например, когда управляющие компании ввели ограничение на оплату тепла в сезон, мы подняли документы и выяснили, что ни в одном нормативно-правовом акте не прописано, как именно должен потребитель платить. Он должен платить так, как ему удобно.
– Татьяна Владимировна, а по поводу такого долгого отсутствия горячей воды в квартирах жителей трех районов города к вам поступали жалобы?
– Как ни удивительно, жалобы от жителей города Ульяновска об отсутствии горячего водоснабжения в Госжилинспекцию не поступали до 30 сентября. И только 30 сентября поступило две жалобы, по которым были немедленно приняты меры: управляющие компании привлечены к административной ответственности. Также нами в адрес мэрии Ульяновска направлен запрос о необходимости перерасчета платы за горячее водоснабжение за то время, что услуга не предоставлялась, и в управляющие компании – о причинах непредоставления горячего водоснабжения.
– Вероятно, люди полагали, что проблема очевидна, поэтому и не жаловались?
– Поэтому я еще раз подчеркиваю: если есть проблемы, не надо о них молчать и думать, что и без жалоб все понятно, без жалоб должны обеспечить то, что положено по закону. Обращаю внимание жителей области, что жилищная инспекция не имеет права превышать свои полномочия, поэтому все обращения, содержащие факты нарушения жилищного законодательства, должны содержать конкретный адрес заявителя с указанием его фамилии, имени, отчества.
– Многие ведь хотят, чтобы проблема была решена срочно, и считают, что через Жилищную инспекцию – слишком долгий путь. Дескать, когда еще этих инспекторов дождешься, а потом – пока пойдут предписания и прочее…
– Если ситуация аварийная, если есть угроза безопасности проживания, то жалоба рассматривается в кратчайшие сроки. А вообще максимальный срок рассмотрения жалобы – тридцать дней. В бездействии, наедине с проблемой люди порой теряют гораздо больше времени.
– Как часто авторы жалоб оказываются правы?
– В большинстве случаев. Хотя нужно признать, что собственники жилья пока еще не осознают, что наряду с правами у них есть и обязанности. Необходимо воспитывать в себе чувство хозяина. Владельцы приватизированных квартир и есть хозяева дома, и только от их позиции будет зависеть его состояние. А многие собственники до сих пор даже не подозревают о существовании управляющих компаний. И жалобы пишут на ЖЭКи, то есть на обслуживающие организации.
Хочу сообщить жителям области, что Госжилинспекция, осуществляя контроль за началом и прохождением отопительного сезона, проводит в течение месяца «прямую линию» по фактам отсутствия коммунальной услуги – отопления. Контактный телефон: 8 (8422) 44-61-92.
Записала Татьяна ТОМИНА.
Материал печатается в газете на коммерческой основе