Суд да дело
Два года тому назад жители дома № 39 по ул. Рябикова, в связи с необходимостью проведения капитального ремонта, обратились к депутату своего округа – Александру Каплину с просьбой о помощи. Дело в том, что их неоднократные обращения в мэрию города ни к чему не привели. При содействии депутата, был подан коллективный иск на мэрию, и 10 декабря 2007 г. Засвияжский районный суд удовлетворил этот иск, обязав ответчика заменить трубы отопления и холодного водоснабжения (ХВС). Время шло, но со стороны мэрии никакого движения не было. Не дождавшись от чиновников добровольного исполнения решения суда, жители обратились в отдел судебных приставов ОСП Засвияжского района с заявлением о принудительном исполнении. Судебным приставом-исполнителем Селезнёвой В.Н. 05.05.08 г. было возбуждено соответствующее исполнительное производство.
Казалось бы, все пойдет как надо, ведь с Фемидой не шутят. Но не тут-то было. Теперь уже и Фемида, в лице судебного пристава, отмалчивалась целых полтора месяца. Поэтому 17.06.08 г. жителями дома были поданы жалобы на неправомерное бездействие пристава-исполнителя Селезнёвой В. Н. в адрес руководителя управления Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по Ульяновской области и прокурора Ульяновской области. Из УФССП пришла отписка, якобы пристав-исполнитель действует в соответствии с действующим законодательством и что исполнительное производство по дому № 39 по ул. Рябикова поставлено в управлении на контроль. Прокуратура же в своём ответе указала, что бездействия пристава следует обжаловать в суде.
Хоть дело и находилось на контроле в УФССП, и пристав-исполнитель продолжал писать требования (предписания) в адрес Мэрии, но Мэрия их не исполняла, а пристав, по поводу неисполнения своих требований, никаких мер принудительного порядка в адрес Мэрии не предпринимал. В связи с этим, жители дома обратились в суд по поводу бездействия пристава.
Засвияжский районный суд 15.10.08 г. признал незаконным бездействие судебного пристава–исполнителя Селезнёвой В. Н. , что, впрочем, никак не отразилось на ее работе, лишь только подвигло ее 21.10.08 г., то есть через пять с половиной месяцев от даты возбуждения исполнительного производства, взыскать с мэрии исполнительский сбор, который вообще-то взыскивают в самом начале производства.
То ли умышленно, то ли непрофессионально действовала Селезнева В.Н., затягивая решение вопроса: за 8 месяцев работы с делом в адрес мэрии она отправила семь предписаний, требуя исполнения решения суда. И, хотя мэрия проигнорировала все эти предписания, ни одно должностное лицо не было подвергнуто штрафу, в этом-то и заключалось бездействие пристава–исполнителя. Впрочем, Селезнёва В. Н. все-таки вынесла два постановления о наложении административного штрафа на мэрию в размере 30000 рублей, однако, постановления о наложении штрафа, утверждённые начальником ОСП Засвияжского района, были составлены с нарушением действующего законодательства, поэтому мэрия в суде легко оспорила их. По-второму штрафу пристав-исполнитель дошёл до апелляционного суда, потратив на это два с половиной месяца, и всё ради того, чтобы пополнить исполнительное дело очередной кипой ничего не решающих документов.
Как говорится, время идет, контора пишет. В январе 2009 г., исполнительное производство по злополучному дому было передано приставу-исполнителю Юдину М.В.
В связи с тем, что жители уже нескольких десятков домов при содействии А.Е. Каплина выиграли суды по проведению в своих домах капитального ремонта, мэрия была вынуждена приступить, частично, к проведению капитальных ремонтов. Но вновь не во всех домах, по которым есть исполнительные листы, а только в нескольких. Дом № 39 попал в заветный список на ремонтные работы по титульному списку на 2009 год исключительно благодаря тому, что одним из самых первым, среди других домов, выиграл суд по капитальному ремонту.
Лишь в начале мая мэрия наконец-то приступили к замене труб ХВС. И хотя эти работы составили лишь 1/3 от общего объёма работ, указанных в решении суда, менять трубы отопления чиновники формально отказались.
В июле Юдин В.М., через пять с половиной месяцев, после принятия дела у Селезнёвой В. Н., вспомнив после наших неоднократных напоминаний о своих прямых должностных обязанностях, повторно вынес постановление о взыскании исполнительского сбора, что является нарушением законодательства. Мэрия, как обычно, подала в суд на незаконность данного постановления и вынудила пристава отменить его.
Последним действием пристава–исполнителя стал акт о совершении исполнительских действий от 04.08.09 г., в котором отражено, что в доме № 39 по ул. Рябикова произведена замена труб ХВС (в отсутствие акта выполненных работ приставу делать такие выводы преждевременно), и что работы выполнены с отступлениями от требований сметной документации контракта. То есть пристав, словно библейский Пилат, умыл руки, так и не добившись от мэрии полного исполнения решения суда.
Таким образом, эпопея по ремонту капитального характера в доме № 39 по ул. Рябикова длится уже 14 месяцев. Все доводы, приводимые чиновниками мэрии в оправдание своего бездействия, судами были признаны необоснованными. За все это время ни одна из мер принудительного характера, вынуждающая мэрию удовлетворить законные требования граждан, не была реализована. Исполнительское дело достигло таких объёмов, что впору заводить второй том.
Напрашивается вывод о том, что приставы совершали исполнительские действия исключительно ради самих действий, чтобы их нельзя было обвинить в незаконном бездействии. По сути, все действия приставов выглядели хаотичными, т. к. не имели своего логического завершения. Если это так, то грош цена таким судебным исполнителям!
Поэтому жители в очередной раз обратились в суд по поводу бездействия пристава. Засвияжский районный суд 26.08.09 г. признал незаконным бездействие судебного пристава – исполнителя Юдина В.М., начиная со дня принятия им дела, заканчивая днём обращения жителей в суд (срок незаконного бездействия составил почти шесть с половиной месяцев).
Не хочется думать, что УФССП, которое контролирует исполнительное производство по дому № 39, никак не реагируя на вопиющее нарушение законности приставами, поощряет незаконное бездействие приставов.
Необходимость капитального ремонта системы центрального отопления дома была признана ещё в 2007 г., а на пороге – уже 2010 г., поэтому безаварийное прохождение предстоящего отопительного сезона под большим вопросом. Это может привести к тому, что 565 жителей дома №39 по ул. Рябикова, половина из которых старики и дети, в зимние морозы, когда давление в системе отопления возрастёт, трубы не выдержат нагрузки, останутся без тепла в своих квартирах. Но, похоже, мэрии и судебным приставам до этого нет никакого дела.
Сергей ЛЯХ,
председатель ТСЖ «Гранит»
Комментарий депутата Ульяновской Городской Думы Александра КАПЛИНА:
Для сегодняшних властей, включая депутатский корпус, стало незазорным игнорировать Закон. В частности те его нормы, которые говорят об обязательности исполнения вступивших в законную силу решений судов всеми физическими и юридическими лицами, органами государственной и муниципальной власти, должностными лицами. Недавно в мэрии попытались объяснить эту ситуацию.
По словам чиновников, если в 2006 году суды выносили единичные решения о капитальном ремонте жилых домов и мэрия имела возможность за бюджетные средства выполнить указание судей, то в 2007 и особенно в 2008 г. количество аналогичных решений в разы увеличилось. Это связано в первую очередь с деятельностью нашего Общества защиты жилищных прав потребителей. Соответственно, часть требований горожан по исполнительным листам, в связи с нехваткой бюджетных средств, комитет ЖКХ не смог удовлетворить за короткий промежуток времени. На исполнение в полном объеме судебных решений в 2009 году требовалось не менее 90 млн. рублей – реально же, в процессе распределения бюджетных средств мэрии удалось освоить 20 млн. рублей. Как заявили чиновники, комитетом ЖКХ мэрии по исполнительным листам безотлагательно выполнены первоочередные ремонтные работы.
И далее – цитата: «В соответствии с действующим законодательством, исполнение решений суда для мэрии возможно только в том случае, если бюджетные средства на капитальный ремонт жилого фонда были изначально прописаны отдельной строкой. Таким образом, выполнить указание судебных приставов по исполнительным листам текущего года представляется возможным лишь в 2010 году».
Как мы видим, в бездействии судебных приставов суды своими решениями фиксируют нарушение закона, которое выражается в нежелании приставов требовать от властей исполнения решений судов. Многие сталкивались с тем, как жестко приставы работают с простыми гражданами и организациями при взыскании долгов. Здесь же какое-то подозрительно согласованное бездействие, с явно выраженным антипрезидентским настроем заставить людей решать споры не цивилизованно в суде, а выходя со своими требованиями на улицы.
Мы в меру сил и возможностей стараемся помочь команде президента осуществить судебную реформу в стране и в отдельно взятой Ульяновской области, курс этот поддержан большинством моих избирателей. Поэтому мы готовим документы по дому № 39 по ул. Рябикова, а также по другим домам, где длительное время не исполняются решения судов, для подачи жалобы в Европейский суд по правам человека, практика которого однозначно толкует подобную чиновничью нерасторопность и медлительность как нарушение прав человека на доступ к правосудию. Придется бюрократам раскошелиться еще и на компенсацию морального вреда людям за свои проволочки.