Необходимость лечить простуженных детей и собирать деньги на ремонт квартиры — вот основные итоги начала отопительного сезона.

Под батареей в тулупе

Об усиленной работе по подготовке к отопительному сезону коммунальщики начали докладывать ещё в середине лета. В частности, на штабе, прошедшем в Димитровградской городской администрации в конце июля отчёты представили руководители социальной сферы и представители организаций, обслуживающих теплоисточники города. Председатель комитета жилищно-коммунального комплекса и строительства Андрей Кайновский утверждал, что его подчинённые обязуются активно отработать оставшееся время, дабы не оставить горожан без тепла. Без срывов проходила подготовка к отопительному сезону во всех образовательных и спортивных и учреждениях — уверяла начальник управления по делам культуры и искусства Людмила Жукова.

И вот, в первую неделю октября в Димитровграде начался отопительный сезон. Тепло первым делом должно было поступить в учреждения социальной сферы, а следом – и в квартиры горожан. Оказалось, однако (Боже, как неожиданно!), что всё обстоит не так радужно как докладывали чиновники. То есть они докладывали, что работают, конечно. Но ведь этого мало! Надо, чтобы ещё и результаты работы были видны!

Отопительный сезон начался, но в квартире димитровградки Марины Сафиной это никак не ощущалось. В помещении холодно: даже намека на теплые батареи нет. Комнатный термометр показывает всего двенадцать градусов тепла.

– Ребенок замерзает, – жалуется мать. – Невозможно даже уроки делать. Мёрзнет нос, мёрзнут руки, а писать надо! Согреваемся, кто чем может. Одеваемся потеплее, ноги греем. Хоть тулуп в квартире надевай! А ночью вообще ужас!

На минувшей неделе долгожданное тепло стало поступать в учреждения социальной сферы. Однако без тепла, на тот момент, всё еще оставались несколько учреждений образования. Например,от недотопа страдали университетский лицей и детсад №53. В качестве предупреждающих неприятные последствия мер тогда говорилось (лучше ничего не придумали) о сокращении уроков. Аналогичные проблемы существовали и в микрорайоне Химмаш, и в Первомайском районе.

– Только школу или детский сад нельзя подключить к системе отопления по чисто техническим причинам, – объясняла зампредседателя комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Галина Муравьева.

Должны все, а платят жители

Технические причины заключаются в том, что учреждения соцсферы — не изолированные объекты. Для того, чтобы тепло пришло в школу или садик, к системе нужно подключать весь микрорайон. Так что приходилось детям ждать пока не только в их учреждениях воздух из труб спустят, и т. п., а ещё и в квартирах, где они с родителями живут.

Тем не менее, тепло во всех димитровградских квартирах обещано было буквально в течение нескольких дней с момента начала отопительного сезона. Это благо, однако, никак не обрушивалось на жителей многоквартирных домов по улице Осипенко, у которых из кранов надолго и всерьёз пропала горячая вода. 16-й микрорайон оказался отключен от горячего водоснабжения уже после того, как тепло в квартиры дали.

В одной из молодых семей, живущих в многоэтажке на этой улице счастливое прибавление – родители пестуют малыша, которому всего несколько месяцев от роду. Объяснять, что такое для грудного ребёнка гигиена и чего стоит добиться её достойного соблюдения в отсутствии горячей воды, объяснять не надо. Поэтому отопительного сезона в семье Шостовых ждали с большим нетерпением. А отсутствием горячей воды были, мягко говоря, сильно огорчены. Настолько, что даже чуть ли не решились перекрыть теплотрассу. Вместе с другими жителями. «Всё лето по 900 рублей платим, – возмущаются жители ул. Осипенко. – А толку чуть!». Вопрос о том, когда тепло и горячая вода поступят в квартиры жителей 16-го микрорайона, до сих пор остается открытым.

Ситуация эта возникла из-за непогашенного долга МУП «УК ТЭК» перед котельной ЮИ-78/3. Традиционная, в общем, для Димитровграда ситуация. Договор на новый сезон продлен не был, а долги остались. И ни много ни мало, как в несколько миллионов рублей. Сейчас подрядчиком выступает управляющая компания «Жилищник», которая направила гарантийные письма руководству котельной. Руководство «Жилищника» говорит, что вынуждено пойти на любые, самые кабальные условия, выдвинутые руководством котельной. Лишь бы наконец пустить тепло в дома. Но при этом никто не скрывает, что все эти кабальные условия в конечном счёте лягут на плечи жителей этих самых домов. «Платить придётся гораздо больше», – так туманно выражаются ответственные работники.

Не топят, а топит

А тем временем, пока одни горожане страдали от отсутствия отопления и горячей воды, другие успели пожалеть о том, что в их квартиры начали подавать тепло. Первым серьёзным ЧП стал потоп в девятиэтажке по улице Гвардейской. Авария случилось в квартире на пятом этаже во второй половине дня, когда хозяева отсутствовали. Нину Енилину — хозяйку пострадавшей квартиры – разыскали по телефону соседи.

– Пришла, все паласы плавают, – сетует Нина Еленина. – Стенка вздулась. Обои намокли. На потолке вода.

Причиной затопления стала течь во время пуска отопления. По словам хозяйки злополучную протёкшую батарею летом ремонтировали. Бригаду приглашали из ЖЭКа, она её и заваривала.

В результате потопа пострадали семь квартир, вплоть до первого этажа.

– Тут не то, что дождь, был ливень, – говорит одна из пострадавших. – Пострадала вся квартира. Единственное, чему повезло – мой холодильник.

Холодильнику повезло. А вот новому телевизору нет. Хотя, если бы он и работал, то этого никто бы не заметил — в квартирах жильцов исчезло электричество, ведь вода залила всю проводку!

Кстати, коммунальщики отнюдь не считают себя виноватыми. Говорят, что причина аварии – некачественный сгон (эта деталь соединяет радиатор с трубой). После экспертизы, управляющая компания собирается предъявить магазину судебный иск. Пока же жильцам пострадавших от потопа квартир обещают составить дефектную ведомость. Жильцы, однако, сомневаются, что подсчитанное покроет все расходы на ремонт. И склонны винить во всем коммунальщиков — ведь те не удосужились даже предупредить жильцов о пуске тепла. Объявление повесить, например.

Вопрос о том, что перед началом пуска тепла не был разработан чёткий график подключения домов, поднимался на штабе в администрации города. Чиновники констатировали: подобный подход к началу отопительного сезона спровоцировал огромное количество звонков в управляющие компании и аварийные службы. Потому как топит. И не только дома: начало отопительного сезона ознаменовалось несколькими авариями на теплотрассах. Но главным, что озаботило начальственных людей оказалось не это. А то, что теперь каждый день нужно докладывать в область о том, в скольких домах уже запущено тепло. Это же ведь отслеживать надо. Работать, понимаешь.

Галина ПЕТРОВА