творчество

Ульяновский поэт Александр Лайков родился в большом рыбацком селе Икряное в дельте Волги. Отец Дмитрий Григорьевич Лайков – ветеран Великой Отечественной войны, известный в округе токарь-универсал, когда-то пробовал свои силы в литературе… Мама Анастасия Ивановна Сенченко – простая советская служаща. Желание творить никогда не покидало Александра Лайкова: ни в годы учебы на литфаке Астраханского пединститута, ни во время учительства в сельской школе, ни в армейские будни в частях ПВО. После службы в армии непрерывно работает в журналистике. В Ульяновск перебрался в 1980-м. «Работа, семья и Поэзия, – вот три точки опоры, которые уберегли мою мятущуюся душу», – признается Александр Дмитриевич.

– Принято считать, что популярность поэзии в наше время сильно упала…

– Еще в Древней Греции говорили, что поэзия переживает упадок. В разные времена мода на поэзию могла быть больше или меньше, но не случайно имена многих поэтов все таки сохранились в веках как ум и совесть эпохи, средоточие эмоций и квинтэссенция мудрости. Ведь, по правде, мало кто сейчас уже вспомнит, скажем, фамилии губернаторов времен Дениса Давыдова или Николая Карамзина…

Конечно, чтобы быть хорошим поэтом, нужно иметь еще немалое мужество. Потому что ты как бы все время идешь на определенный риск, приоткрывая людям свои мысли и чувства. А они потом читают, размышляют, обсуждают то, что ты написал, и ведь не обязательно со знаком «плюс».

– Молодые стихотворцы сильно отличаются от поэтов вашего поколения?

– Практически ежемесячно выступаю перед молодежной аудиторией. Вижу среди них немало талантливых людей. Но, очевидно, что форма в их творчестве сильно превалирует над содержанием. К сожалению, многие увлечены не глубиной классики, а штампами, пришедшими из массовой рок-культуры. С другой стороны, мы в их годы еще и писали оптимистичнее, как будто были более… молодыми. Наивно радовались жизни и природе, писали про первую любовь, светлые чувства. Нынешней же молодежи зачастую ближе мрачные образы – «кровь», «смерть». И с чего бы в их-то годы? Понятно, конечно, что они «варятся в собственном соку». Хорошей трибуны, качественного, “высокого” общения нет…

– Многие отвергают поэзию как несовременную из-за ее нарочитой описательности…

– «Чистых» стихов о природе не существует. Природа, в любом случае, – только фон. В центре любой поэтической лирики всегда – состояние нашей души. Как написал астраханский поэт Борис Шаховский: «Ведь трещины всех бед и катастроф проходят сквозь сердца поэтов…». А у меня есть другие строки: «Поэт распахнут, как поля»…

– ПО-ВАШЕМУ, ДЛЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ НУЖЕН КАКОЙ-ТО ОСОБЫЙ ДАР?

– В ДУШЕ КАЖДЫЙ ИЗ НАС – НЕМНОГО ПОЭТ. ВОТ ПОЭТОМУ ЧУВСТВО ЭТО И ПРОБУЖДАЕТСЯ У ЛЮДЕЙ В СТОЛЬ РАЗНЫХ ВОЗРАСТАХ. ПОЭТИЧЕСКИ НАСТРОЕННЫЕ ЛЮДИ – КАК БОЛЬШИЕ ДЕТИ, КОТОРЫЕ ШАГ ЗА ШАГОМ С ИЗУМЛЕНИЕМ ОТКРЫВАЮТ ДЛЯ СЕБЯ НАШ МЕРКАНТИЛЬНЫЙ МИР.

– У ВАС ЕСТЬ ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ?

– ЭТО ЛЕРМОНТОВ. ЕГО ТВОРЧЕСТВО, НА МОЙ ВЗГЛЯД, ОЧЕНЬ СОЗВУЧНО ЭПОХЕ. ПОТОМУ ЧТО ВСЕ В ЖИЗНИ ПОВТОРЯЕТСЯ. И, КАК ДВЕСТИ ЛЕТ НАЗАД, «МОСКВА ОТДАНА», ТОЛЬКО НЕ «ФРАНЦУЗАМ», А ИНОСТРАНЦАМ В ЦЕЛОМ. СЛОВОМ, «И СКУЧНО, И ГРУСТНО, И НЕКОМУ РУКУ ПОДАТЬ»… У МЕНЯ ЕСТЬ И ЛЮБИМАЯ КНИГА – «ГОРЕ ОТ УМА». ВСЕ В НЕЙ ПО-ПРЕЖНЕМУ ОЧЕНЬ ТОЧНО ДЛЯ РОССИИ. «СЛУЖИТЬ БЫ РАД, ПРИСЛУЖИВАТЬСЯ ТОШНО» – НУ КАК ЕЩЕ СКАЖЕШЬ ТОЧНЕЕ?! КСТАТИ, ХОРОШАЯ ПОЭЗИЯ МОЖЕТ НОСИТЬ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. НЕ ТОЛЬКО ВО ВРЕМЕНА ЛЕРМОНТОВА, А, СКАЖЕМ, В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД СТИХИ ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО ИМЕЛИ ОГРОМНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕЗОНАНС, КАК СВОЕГО РОДА ОТКРОВЕНИЕ. А СЕГОДНЯ ЭТОГО, ГРАЖДАНСКОГО, ЖАНРА ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ. ОТСУТСТВУЕТ «ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ». НО БУДЬ ОН, ВОЗМОЖНО, В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ ВСЕ МОГЛО БЫТЬ ИНАЧЕ…

– КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ЛИЧНО ТРОГАЮТ ВАС, КАК ПОЭТА?

– То, что моральные рамки повсеместно давно перейдены. «Однодневность» культуры – когда в ней нет мысли. Засилье дешевого телевидения, мыльных опер. Казалось бы, там все вполне безобидно, но – нет! Ведь там все бесконечно друг друга обманывают, изменяют, и это вполне в порядке вещей. То есть молодежь впитывает перевернутые, искаженные ценности.

Или наше образование. Что мы первым делом изучаем по истории? В основном, властителей мира, тиранов и царей, борьбу за власть и кровавые войны. А, по-моему, напротив, нужно изучать историю человеческих достижений, совершенствования цивилизации. Уверен, гораздо более важно знать, что человечество приобрело, а не сколько оно потеряло!

В разное время собратья по перу и рецензенты отмечали в моих стихах “серьезное, несуетное отношение к слову”, “гражданственное звучание”, «оригинальность и драматические повороты мысли», «яркую эмоциональность», “тонкую иронию”, “буйство красок и лирическую мелодичность”, “россыпь удачных сравнений, эпитетов и метафор”… Однако я не обольщаюсь. Как заметила замечательный поэт Маргарита Агашина:

…А для меня гораздо больше значит,

Когда над строчкой голову склоня,

Хоть кто-то вздрогнет,

Кто-нибудь заплачет

И кто-то тихо скажет:

– Это про меня.

Александр ФИЛАТОВ

* * *

В моем краю в яры врастают вербы,

А в корни верб – стальные якоря.

В беленых трубах воют злые ветры,

И жизнь хранят сугробы января.

Как ржавый бинт, рывком сорви коросту,

Заройся в снег по локоть – и замри! –

Почувствуешь, как маленький отросток

Толкается в ладошку от земли.

Пускай живет и греется до срока.

Зачем губить зародыш вербы зря?

Его судьба прекрасна и жестока –

Держать корнями в бурю якоря!

* * *

Анатолию Чеснокову

Я в прошлом столетии печь затопил –

Завыла чугунная вьюшка!

Дымком потянуло до самых стропил,

И брагой заполнилась кружка.

А угли с шипеньем стреляли к ногам,

Как брызги ядреной вишневки!

И, босый, молился с похмелья снегам

Кудрявый поэт из Теньковки.

Замерзнешь, дружище! Ступай-ка ты в дом,

Согрей свою душу и тело…

Опять по России раздор и содом,

И тьма бесянят налетела.

Но рано нам мерить терновый венок,

Обжегшись о холодность мира:

За нами – Россия! Языков и Блок,

И Пушкина звонкая лира!

Подкинем поленьев, чтоб дым к небесам,

Чтоб в стужу запели капели!

А утром поклонимся древним местам,

Где вечнозеленые ели.

А самая старшая память хранит

О встрече друзей достоверно.

…Истлеют дискетки и рухнет гранит,

Одно только Слово – бессмертно!

Ты слышишь, дружище, певучую речь?

Не все еще песни допеты!

Кудрявый потомок затопит нам печь,

Чтоб в круг собирались поэты!