Сцена филармонии еще пуста, а в концертном зале дирижер и художественный руководитель Ульяновского оркестра народных инструментов раскладывает афиши. Мы договорились встретиться перед репетицией, чтобы поговорить о готовящемся юбилейном концерте оркестра. Афиши прошлых лет в зале для разговора как нельзя кстати – в них можно найти ответы на большинство вопросов о том, какими были первые двадцать пять лет жизни коллектива.

До появления оркестра в нашей области не было практики коллективного музицирования на народных инструментах. Существовали самодеятельные ансамбли и оркестры, но создать профессиональный никто не решался. Между тем народная музыка переживала не лучшие времена. К примеру, очень слабо развивались струнные народные инструменты. «Культивировался один баян. У нас был конкурс молодых баянистов Поволжья. Он собирал много талантливой молодежи, но это был баян, а не было конкурсов ни на балалайке, ни на домбре, ни на других инструментах. Класс балалайки вообще долгое время отсутствовал в области. Не было профессионального педагога, который бы воспитывал балалаечников», вспоминает Федоров.

Сам Евгений Александрович в 1974 году приехал в Ульяновск после окончания Казанской консерватории преподавать в музыкальном училище. И стал руководителем любительского коллектива народников. «Было много энтузиастов. Мы объединились сначала в небольшой ансамблик народных инструментов из преподавателей школ и музыкального училища. Потом этот ансамблик стал обрастать музыкантами. Мы десять лет давали концерты в статусе любителей, – Федоров показывает постаревшие афиши. – Вот эти за 1987, 1988 годы – еще любители мы были. Начали собирать коллектив в 1984 году, делали программу, искали инструменты, их ведь не было. Помещений для репетиций, людей, репертуара – вообще ничего не было, но было большое желание. Два года становились на ноги, какие-то отдельные выступления были. А вот уже афишные концерты в 1986 году начали появляться».

Евгений Александрович находит одну из первых афиш – за тот самый 1986 год. А рядом – другая, изменившая судьбу коллектива. Это приглашение на концерт Всероссийского зонального конкурса самодеятельных ансамблей и оркестров русских народных инструментов.

На конкурсе ульяновцы завоевали первое место. Приехав в город, обратились в Управление культуры с ходатайством о присвоении любительскому коллективу статуса профессионального. В 1993 году вышло официальное распоряжение об этом.

С самого начала оркестр стал знакомить ульяновцев с лучшими образцами народной музыки, свидетельствуют афиши. Вот одна подсказывает, что в качестве одного из первых солистов с оркестром выступал самородок Николай Лямаев, ставший лауреатом всесоюзного конкурса «Товарищ песня». Другие напоминают о возможностях народных инструментов. На одной афише стоит имя нашего земляка Александра На Юн Кина – баяниста и композитора, живущего сейчас в Москве. Он – автор музыки, которую играют практически все баянисты России, а с нашим оркестром сам выходил на сцену. На других афишах – фамилии именитых исполнителей: виртуоза-домбриста Александра Цыганкова, одного из лучших мастеров игры на балалайке Михаила Рожкова, вышедшего на нашу сцену в 80 лет, уникального гармониста Геннадия Калмыкова. Он показал, что гармошка может такое выделывать! Сначала частушки исполнял, и сам пел, и приплясывал, когда играл, а во втором отделении исполнил переложения для гармони произведений классических европейских композиторов. Частушки, кстати, в исполнении оркестра звучали не раз. «Жанр этот всех поднимал на уши», – улыбается Федоров.

Отдельную работу оркестр ведет с детьми: наладили хорошую связь со школами, исполняет музыкальные сказки, специально составляет программы для детских мероприятий.

Еще одно направление работы – поездки по районам. Парадокс, но народной музыки, вышедшей из села, сейчас именно в деревне и не хватает. «В селах большая нехватка профессиональных коллективов, которые должны туда ездить и показывать свое мастерство. Раньше это было гораздо чаще. В филармонии мы работали над этим вопросом и создали даже программу «Праздник в деревне», – очередная афиша подтверждает слова Федоров. – Оркестр приезжал, танцоры. Это был праздник души всех сельчан, но поднять это, переезжать с одного места на другое сейчас очень сложно». Хотя в прошлом году оркестр дал немало концертов в районах в рамках фестиваля «Играй и пой, душа Поволжья» – выезжали в села с приглашением именитых артистов. Музыканты надеются, что в этом году гастроли по районам продолжатся.

«Мы видим, насколько истосковался народ по народной музыке», – допускает вполне оправданную тавтологию Евгений Александрович.

Выступления в городе – другое дело. Если в селах играют самую любимую народную музыку, то тут рискуют идти на эксперименты: приглашают в программу нетрадиционные для народников инструменты, например, фортепиано, выбирают интересные переложения классики.

Новшества приживаются – живая народная музыка легко впитывает интересные дополнения.

«По сути, все, что мы делаем – это в какие-то годы были просто эксперименты. А потом уже они вошли в норму», – говорит Федоров.

Если верить этому предположению, лучшие примеры удачных экспериментов ульяновские слушатели смогут оценить совсем скоро. В юбилейный концерт, посвященный 25-летию коллектива, вошли лучшие произведения различных концертных сезонов, говорит Евгений Федоров. В зале не хватает свежей афиши, анонсирующей грядущий концерт, но я вам расскажу, что в ней написано: юбилейный концерт состоится 1 ноября в Большом зале Ленинского мемориала, начало в 16.00.

Лидия ПЕХТЕРЕВА