Давно я не была на Венце, почти все лето. Соскучилась – ведь с ним связано больше полувека. Сюда мы прибегали из школы полюбоваться на Волгу, ходили с девчонками, взявшись под руки, и распевали песни, носились на велосипедах, съезжая с дороги прямо по ступенькам, что у поворота напротив сельхозинститута. Вечерами взрослые и молодежь чинно прогуливались от филармонии до обелиска и обратно.

И не было большей радости, чем постоять у решетки или у лестницы против музея и посмотреть на Волгу, на мост, на дальний берег и, конечно, на любимый Середыш – зеленый остров с пляжами, куда мы переезжали на лодках загорать и купаться. Справа от Середыша был небольшой круглый островок и между ними – пролив. Помню, как мы боялись, когда течением лодку несло к мосту – приближаться к нему строго воспрещалось. Острова ушли под воду, когда начали сооружать водохранилище. Жаль! Такая красота была!

Но речь пойдет не об этом. Прошла я вдоль старенькой решетки по всему Венцу и очень огорчилась. Волгу-то почти не видно – только небольшие прорывы между кустов и деревьев – как окна в стенах. Пройдемся по маршруту от филармонии. Все здесь, казалось бы, “обкультурено”. Скамейки, решетка, площадка для горнолыжников. Хорошее дело – спору нет, но высокие сооружения для подъемников и голубая будка перекрывают отчасти вид на Волгу, на мост.

Но это еще не самое печальное. Дальше вдоль решетки начинается сплошной кустарник. Горзеленхозовцы стараются и много лет добросовестно его подстригают, но он быстро растет и, начиная с июня пускает побеги, и если присесть на скамейку то перед глазами не Волга, а эти обкрыженные кусты давно превратившиеся в уродливых одноногих карликов на толстых нелепых ногах. От когда-то существовавшегося аккуратного бордюра ничего не осталось. Так зачем нужны эти одиночные старые кусты? Чтобы укрепить грунт? Тогда их обрежьте совсем коротко, чтоба они не отрастали в течение лета и не закрывали сидящим на скамейках вид на Волгу.

Идем по Венцу дальше. И тут начинаются сплошные дебри буйно разросшихся деревьев. Почти никакого просвета. У лестницы напротив краеведческого музея вырос огромный карагач. Он закрыл собой Волгу, мост и вид на Заволжье. А ведь ульяновцы привыкли именно с этого места любоваться замечательным видом, какого нет ни у одного волжского города, потому что ни один из них не стоит на такой высокой горе, как наш.

Очень буйно разрослись лиственницы в районе бывшего фонтана напротив здания педуниверситета. Сплошная стена, никакого просвета. И вдруг сюрприз: широкое открытое пространство возле нового фуникулера, такой вид открывается на всю ширь огромного пространства! Это сейчас, пожалуй, лучшее место по обзорности, и образовалось оно скорее всего по техническим соображениям, да и идти до него далековато. На подходе к новому памятнику Хитрово снова сплошные заросли. Какой уж тут вид на Волгу! Напротив Мемцентра пока много открытого пространства. Но там постоянные сквозняки и нет ни одной скамейки, хочется “нырнуть” обратно в сквер.

Волгу скоро вообще с Венца не увидишь – все заростет кустарником. И с этим что-то надо делать. Сейчас столько здоровых молодых людей стоит на бирже и ждет работы. Можно привлечь к этому делу студентов или учащихся, нуждающихся в заработке. Да и энтузиасты непременно найдутся. Ведь очищают же потихоньку Черное озеро в Засвияжье, а там работа куда более сложная, чем вырубка кустарника. И, конечно, давно пора укрепить и обновить решетки, цветочные клумбы, восстановить фонтаны.

Галина ПЕЧЕРКИНА