Владимир Кулаков написал в «СК» большое письмо. В нем – рассуждения «педагога в третьем поколении» и преподавателя педагогического вуза о своих студентах, о том, кто и почему сегодня выбирает профессию учителя, о будущем российской школы и общества.
Многое в его размышлениях, кажется, в точку. Редакция коротко излагает их и частично цитирует, не проецируя на конкретную школу.
«На занятиях физиков-первокурсников в УлГПУ я говорю студентам, что какой бы иностранный язык они ни учили, в курсе программирования им придется за помнить сотню-другую английских слов. И вдруг один из студентов задает мне вопрос: «А как я запомню сотню английских слов, если за шесть лет изучения немецкого языка я запомнил только три немецких слова?».
Все! Дальше падать некуда. Через пять лет этот студент придет в школу. Хотя что ему делать в школе, чему он может научить? А потом его ученики пойдут в педвуз, закончат его и тоже придут в школу… Круг замкнулся. Я работал почти на всех педагогических факультетах и беру на себя смелость утверждать, что на некоторых специальностях учатся до восьмидесяти процентов студентов, которых в силу умственных и (или) моральных качеств нельзя подпускать к детям. Из оставшихся двадцати процентов в школу пойдут единицы, которые действитель но могут работать с детьми. С вероятностью на пятьдесят-восемьдесят процентов они там не задержатся, потому что «кушать хочется». Это главное.
Наш президент заявил, что, несмотря ни на какие кризисы, государство в дальнейшем будет поддерживать учителей. Поддерживать так, чтобы не умирали с голоду?
Реально ли на четыре-пять тысяч нормально есть, пить, одеваться, платить за квартиру, покупать книги?..
Человеку с головой несложно найти работу на 1215 тысяч за пределами школы. Таким образом, в большинстве своем в школе оказываются люди, ни на что не способные, которые будут держаться за свое место, терпеть беззаконие и разряжаться на учениках. Кроме того, ре формирование школы в рамках целевой программы «Образование» предусматривает фактическую финансовую зависимость учителей от директора школы. Захочет директор даст премию, захочет не даст.
Если среди директоров школы хотя бы десять склонны к самодурству, то они способны дискредитировать всю реформу. На самом деле таких директоров больше. Я ни в коем случае не забываю, что и в таких условиях в школах работают блестящие учителя, но их мало, катастрофически мало.
Даже просто хороших учителей очень мало.
В школе не пойдут никакие самые замечательные реформы, пока там будут работать тупые, забитые, без грамотные учителя.
Состояние российской школы грозит самому существованию нашего общества. Необходимо срочно принимать самые серьезные меры, чтобы через семь, десять, пятнадцать лет положение начало выправляться. А начинать надо с того, чтобы резко, в разы, поднимать зарплату учителям. Нынешние учителя работать от этого лучше не станут. Но если зарплата начинающего учителя будет составлять тысячу евро в месяц, то в педвузы пойдут хорошие ребята. Мы их хорошо научим, и через пять лет в школы придут отлично подготовленные педагоги, которые подготовят великолепных выпускников школ.
Так лет через пятнадцать мы получим действительно грамотное поколение специалистов… Все мы знаем, что, несмотря на кризисы, в казне деньги есть. Вопрос в том, можно ли такие деньги тратить на образование. Но это вопрос приоритетов и политической воли».
Подготовила Анастасия АЛЕКСАНДРОВА.