Александра Антонова родилась в селе Загудаевка Ульяновского района. Дом, которому сейчас почти 200 лет, повидал на своём веку очень многое. После того, как семья тогда ещё совсем маленькой Саши попала под раскулачивание, чего там только не было — и медпункт, и детский сад, и сельсовет.

За что же отец и дедушка Александры Петровны были названы кулаками? Всю свою жизнь работали они не покладая рук с раннего утра и до поздней ночи, сами выстроили три дома и надворные постройки, держали лошадей, коров, телят, овец, разводили пчёл, имели большие земельные участки. Ни копейки не взяли из чужого кармана, добро наживали своим трудом.

Семью Саши вывезли из Загудаевки и отправили в ссылку в город Соликамск Пермской области, а там поселили в деревянные бараки. Тяжёлой была судьба ссыльных — каторжная работа в шахте, голод и холод. В семье было трое маленьких детей: трёхлетняя Саша, полуторогодовалая Надя и грудной Валентин. Когда Саша чуть подросла, пошла работать и она. Девочка резала яблоки вместе с бабушками, потом дольки уносили на крышу, где их постоянно переворачивали, пока не высохнут.

После окончания пятилетней ссылки в 1935 году семья переехала в Ульяновск. Жизнь начала постепенно входить в прежнее русло. Но за дверью стояла новая беда — началась волна сталинских репрессий. Однажды ночью постучались и к родителям Александры Петровны. Дедушка Саши в это время был в Казани, а вот отца забрали навсегда. Дети плакали, а незваные гости сказали: «Мы только допросим и сразу же отпустим». Больше Пётр Иванович не вернулся…

Александра Петровна вспоминает, как она с мамой выстаивала длинные очереди, чтобы отдать передачку. Однажды сообщили, что всех политзаключённых вывезут из Ульяновска. Возле здания тюрьмы яблоку негде было упасть. Толпа плачущих женщин и детей смотрела на окно, в котором ежеминутно появлялись заключённые, что-то кричавшие своим близким. В какой-то момент Сашиной маме показалось, что мелькнуло лицо мужа… Пригрезилось это или и вправду — до сих пор покрыто тайной.

А вскоре началась война. Саша с вечера занимала бесконечную очередь за хлебом. А утром, иногда даже не поспав, надо было идти на занятия в школу. Когда школьников стали принимать на завод имени Володарского, в их числе была и 14-летняя Саша. Поначалу она думала, что не выдержит: она даже до станка не доставала — приставляла табуретку. Работа была разная — стирали и чинили фуфайки, возвращённые с фронта и насквозь пропитанные кровью, упаковывали патроны в ящики. Всю войну на заводе не было выходных. До работы доехать можно было только на поезде — другого транспорта просто не было. Если на заводе задержишься — остаёшься ночевать, прямо на полу, на фуфайке.

Но человек, как известно, привыкает ко всему. У Саши стало получаться, да так, что её фамилия не покидала стенгазету «Молния» – план всегда был выполнен на 130, а то и на 150 процентов. Но однажды девушку вызвали к руководству и стали допрашивать: сколько до раскулачивания было коров и овец, какая площадь дома и сельскохозяйственных угодий? В результате ее в 24 часа исключили с завода, как дочь врага народа. Куда-то устроиться было вообще нереально. Но так как Саша всегда трудилась добросовестно, начальнику цеха было жалко ее терять, и девушку через несколько месяцев восстановили в другом цехе на должность контролёра.

За работой Саша любила напевать песенки. Однажды это услышал начальник цеха и предложил девушке записаться в хор. Она сразу же согласилась. Хор часто выступал перед ранеными. Однажды в госпитале Саша заметила рядом со сценой маленькую кроватку. «Неужели привезли ребёнка?» – подумала девушка. Но когда она увидела того, кто там был — дыхание перехватило от ужаса. Молодой мужчина, но… без рук и без ног.

Саша исполняла песню «Казак уходил на войну» из кинофильма «В шесть часов вечера после войны». И вот звучит первый куплет:

На вольном, на синем, на тихом Дону

Походная песня звучала.

Казак уходил, уходил на войну,

Невеста его провожала.

И тут в зале раздался крик: «Застрелите меня!». Это был голос того раненого. Видимо, его тоже ждала невеста. Солдата тут же стали увозить из зрительного зала. Саша нашла в себе силы и вслед солдату продолжила петь:

Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою,

За русскую землю сражайся.

И помни про Дон, про невесту свою,

С победою к ним возвращайся.

Этот эпизод Александра Петровна запомнила на всю жизнь.

И вот наконец пришла долгожданная Победа. Александра Петровна вспоминает, как она шла на работу, а навстречу бежали люди. «Война закончилась, сегодня выходной!» – кричали они. Однако никто домой не возвращался. А когда по репродуктору объявили о Победе, все, знакомые и незнакомые, бросились друг другу в объятья.

Целую неделю город праздновал. Концерты, танцы, салют. Однажды Александра познакомилась с военным Николаем Антоновым. Вскоре сыграли свадьбу. Когда появились дети Анатолий и Валентина, денег перестало хватать даже на самое необходимое. Александра Петровна занялась вышивкой постельного белья, а свои изделия продавала на рынке.

Затем ей предложили работу продавца. Продавала газированную воду, соки, стояла за прилавком хлебного и молочного отделов, работала администратором. Однако зарплата в магазине была невелика и Александра Петровна вновь отправилась на завод, только уже на моторный. Оттуда и ушла наша героиня на пенсию. Вот только обидно Александре Петровне, что в День Победы получает она поздравления и от Президента, и от городской администрации, а вот с родного моторного завода ни разу не прислали…

В начале 90-х реабилитировали родителей Александры Петровны. Узнав об этом, она сразу же начала собирать документы, прошла суд и добилась того, что ей вернули родной дом в селе Загудаевка в 1993 году. С тех пор она и живёт там.

Александра Петровна за 83 прожитых года вырастила сына и дочь, двух внучек, уже есть одна правнучка, названная в честь прабабушки Александрой. И сейчас, несмотря на свой возраст, она никогда не сидит без дела. Глаза Александры Петровны видят ещё много работы. Дай Бог, чтобы такой светлый человек подольше радовал родных и близких.

Наталья ХОРОШИХ