Николай Васильевич всегда отдавал своим детям лучшее. Младший и старший сыновья с детства были очень разные. Валерий до копейки приносил свою зарплату родителям, а вот первенец Валентин не внёс в домашний бюджет ни рубля, хотя и получал намного больше.

Однажды в семье начались неприятности. Сначала младший сын попал в дурную компанию, потом оказался в местах не столь отдалённых. А потом- беда… «Вернулся» из армии в цинковом гробу.

Осталась у родителей одна поддержка и опора — старший сын. Валентин в детстве учился на пятёрки, а если проскальзывала где-то четвёрка — тут же из школы звонили домой. Уже в третьем классе за отличную учёбу мальчик получил прозвание «профессор».

Николай Васильевич радовался успехам сына и поддерживал его в этом непростом деле. Отец помог ему получить аж четыре высших образования, причём одно из них в Оксфордском университете. Но вопреки своей образованности и высокой эрудиции, Валентин вёл богемный образ жизни, на что уходила вся высокая зарплата. Родители делали замечания – всё впустую.

В 1998 году произошла новая трагедия — умерла жена Николая Васильевича. Тяжело стало в доме без хозяйки…

Беда не приходит одна — через год умирает жена двоюродного брата Николая Васильевича. Овдовевшего пенсионера родственники тут же решили определить в дом престарелых, не спросив его согласия. Николай Васильевич выступил против этого решения и стал подыскивать брату опекуна. Лучшей кандидатуры, чем сын Валентин, пенсионер не видел.

Николай Васильевич ухаживал за братом сам, вот только просил сына платить ежемесячно за коммунальные услуги (кстати, деньги на это Валентину давал отец). Каково же было удивление пенсионера, когда как-то решив проверить задолженность за квартплату, он обнаружил: за квартиру сын ни разу не заплатил!

А потом на одной из семейных встреч дяди с племянником, Валентин угостил пенсионера палёной водкой, да ещё с клофелином, после чего брат Николая Васильевича оказался в больнице имени Н.М. Карамзина, где вскоре же и скончался. Квартира покойного перешла «заботливому» племяннику.

Николай Васильевич, к сожалению, тоже глотнул спиртного с клофелином, который сделал своё дело — два месяца пенсионер пролежал в наркодиспансере и не помнил абсолютно ничего.

А в 2001 году сын похоронил отца заживо, всего лишь чтобы получить гараж! Узнал Николай Васильевич об этом случайно: Валентин вместе со своей женой перебрался жить к отцу. Квартира сразу же превратилась в скопище разбросанных вещей, в том числе и документов. Среди них пенсионер и обнаружил бумагу, на основании которой гараж и перешёл Валентину из-за…смерти отца!

Сын стал очень грубым, мог запросто обрушить на Николая Васильевича поток нецензурной брани, ударить и… даже вызвать бригаду санитаров из психиатрической больницы! Отец уже привык к такому сыновьему отношению. Пенсионеру обидно: как же так растил-растил — на тебе! Вот и отблагодарил сыночек!

После очередного визита в наркологический диспансер состоялось заседание суда, где Николай Васильевич был признан частично недееспособным. В храме Фемиды, по словам пенсионера, Валентин обвинял его в беспробудном пьянстве и даже утверждал, что его отец пропил видеомагнитофон (который, кстати, и сейчас стоит в квартире на видном месте) и все свои свитеры. Спустя некоторое время состоялся второй, уже заочный суд, на котором постановили, что пенсионер недееспособен полностью.

Началась другая жизнь — постоянное кочевание из наркологического диспансера в больницу имени Н.М. Карамзина. При этом никаких медицинских осмотров Николай Васильевич не проходил, что весьма странно. Сами сотрудники заведения для душевнобольных видели, что пенсионер адекватен, поэтому разрешали ему свободно выходить на несколько часов за пределы больницы, работать на территории сада, а потом и вовсе выписали.

В коротких перерывах между диспансером и больницей пенсионер оказывался на какое-то время дома. Тогда он пытался что-то предпринимать, обращаться в различные инстанции — бесполезно. Сын забрал у отцао паспорт. Теперь все входы к власть имущим стали закрыты для Николая Васильевича. Пенсию Валентин, как опекун, получает за отца, правда, регулярно приносит в квартиру продукты и всё необходимое.

От пережитого горя жить Николаю Васильевичу расхотелось. Однажды вечером он стал принимать феназепам, таблетку за таблеткой. Но Валентин вызвал «скорую», и врачи едва успели вернуть пенсионера к жизни — сердце Николай Васильевича затихло на 7 минут.

Всю жизнь он проработал инженером, на его счету множество разработок в области микроэлектроники и 46 научных трудов. А теперь пенсионер ожидает своей дальнейшей участи. Вопреки всему Николай Васильевич старается оправдать своего сына, хотя и обижается на него.

– Моя мать тоже была женщина со сложным характером. А характер обычно через поколение передаётся, – вздыхает пенсионер.

Горячая отцовская любовь ещё теплится в сердце Николая Васильевича, вот только остаётся непонятным, почему её не чувствует сын…

Наталья ХОРОШИХ