Уничтожение памятников истории в регионе продолжается

Башню снесли

Водонапорная пристанционная башня в рабочем поселке Майна была признана памятником истории и поставлена на государственную охрану в 1999 году. А в году 2009-м башню снесли. Кто – будет разбираться следствие. А вот в том, зачем уничтожили памятник, секрета нет – на месте башни, стоявшей у железнодорожной станции Майна, планируется построить вокзал. «Данная башня была ранее на балансе у Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги, в последующем объект был списан», – рассказывает председатель областного комитета по культурному наследию Шарпудин Хаутиев.

Его сотрудники уже выезжали на место, чтобы лично убедиться – башню снесли. По факту сноса памятника комитетом был составлен акт и направлено обращение в прокуратуру и районное ОВД. Сейчас милиция проводит проверку произошедшего. По ее итогам будет принято решение о необходимости возбуждения уголовного дела по 243-й статье – «Уничтожение или повреждение памятника истории и культуры».

Дело, уверен на 99 процентов Хаутиев, возбуждено будет. Виновным, говорит он, должен быть признан тот, кто поставил подпись под распоряжением ломать памятник. Ссылки на аварийность сооружения XIX века Хаутиев отвергает: не так давно его сотрудники проводили инвентаризацию объектов культурного наследия региона, и во время нее башня была в хорошем состоянии.

Никто не ответит?

Местные власти, впрочем, сообщил Хаутиев журналистам, уже предложили выход из ситуации – на будущем вокзале повесить табличку о том, что раньше там стояла башня. Комитет такой способ сохранения памяти о памятнике отвергает и настаивает на восстановлении разрушенного объекта культурного наследия: «После того как будет установлен виновный и доказана ответственность преступника, будет ставиться вопрос о восстановлении памятника. Ко мне подходили, и глава администрации Майнского района с предложением ставить табличку и строить новое здание – этот вопрос некорректен, он вообще не рассматривается».

Хотя в том, что виновные будут установлены и наказаны, есть большие сомнения. Рождает их прежний опыт завершения подобных дел. К примеру, раскуроченным уже не первый год стоит здание-памятник на перекрестке улиц Гончарова и Мира, и наказывать за приведение его в такое состояние, похоже, некого. Мешавший застройщику дом Курчатова разобрали с согласия самого охранного органа. Ну а прогремевшее на всю страну уголовное дело по факту разрушения беседки Гончарова ничем не закончилось: по информации Хаутиева, оно приостановлено.

Кому достанется беседка?

Впрочем, с беседкой вскоре может разразиться еще один конфликт. Дмитрий Медведев в сентябре потребовал навести порядок в стране с собственностью на памятники федерального значения. В федеральном правительстве припомнили, что еще до 1 декабря 2007 года регионы должны были представить списки имеющихся у них объектов федерального значения с предложениями, какие из них передать в собственность федеральную, какие – в областную или муниципальную. Сейчас решено взять эти списки и наконец заняться закреплением собственников. В течение нескольких месяцев должно появиться распоряжение федерального правительства об этом, сообщил Хаутиев.

Распоряжение разрешит давно наболевшие проблемы: из 30 имеющихся в регионе объектов федерального значения 17 должны перейти к федералам, 13 станут областным имуществом. Например, Ленинский мемориал. Федералам достанутся бесхозные сейчас памятники Ленину, Карлу Марксу, Карамзину, Гончарову и так далее, а также дом Огарева в деревне Проломиха, в Инзенском районе. Балансодержателя для памятников определит Росимущество, финансирование на содержание выделять будет федеральный бюджет, что в условиях кризиса особо актуально – в местных бюджетах изыскивать средства на содержание объектов культурного наследия становится все сложнее.

Но, кроме бесхозных ныне памятников, в списке подлежащих передаче в собственность государства значится и внесенная уже в реестр муниципальной собственности Гончаровская беседка. Взята на баланс городом она была в условиях, когда заботиться о памятнике было некому. В итоге в памятник вложено несколько десятков миллионов из городского бюджета – восстанавливалась-то она на муниципальные деньги. Но внести изменения в список передаваемых федералам объектов уже нельзя, говорит Хаутиев. «После того как правительством Российской Федерации будет утвержден этот список, появится распоряжение, вопрос будет утрясен», – считает он.

Полина НЕЛИДОВА

фото ul.aif.ru