7 ноября в театре драмы вспоминали Анатолия Клименко. Долгие годы с перерывами он был главным художником театра. Уходил – и снова возвращался к сцене. Собравшиеся на выставке работ Клименко, которая расположилась в фойе и театральном музее на третьем этаже, коллеги, друзья, актеры, говорили, как незаменим художник. Он умер год назад. Сейчас ему исполнилось бы 75 лет.
По сценографии Клименко можно вспоминать историю ульяновского театра.
70-е годы – «Красное и коричневое», «Униженные и оскорбленные». 80-е – «Сны Обломова», «Долги наши». 90-е – «Ромео и Джульетта». 2000-е – «Отпуск по ранению», «Дамы и гусары», «Сильвия»… Спектаклей было больше, значительно больше. Клименко же создал галерею актерских портретов – Глеба Юченкова, Георгия Муромского, Вячеслава Вершины, Лии Радиной, Клары Шадько. Народная артистка России Зоя Самсонова вспоминала, как Анатолий Евстафьевич все делал своими руками, сидел в театральной мастерской ночами, все спектакли, над которыми он работал, были сделаны, склеены, «накрашены», по выражению Клименко, его руками. Это сыграло с ним злую шутку: работая с циркулярной пилой, художник отрезал себе часть пальцев. Но восстановился и продолжал работать. По рассказам художника Бориса Склярука, Клименко пытался делать гравюры на плексигласе – «невероятная вещь!», – он участвовал в восстановлении старинных потолков при реставрации кинотеатра «Художественный». «Нас путали на улице, он очень переживал на неспокойных заседаниях в Союзе художников, очень переживал», – это живописец Виктор Софронов. «Он был лучшим среди нас», – а это скульптор Анатолий Клюев.
Даже тот, кто не знал Анатолия Клименко, после открытия его выставки в театре приблизился к нему. Еще шаг навстречу – живописные работы. В основном – пейзажи: неспокойное море, заиндевелый лес, летняя благодать. Одна из последних картин, датированная 2008-м годом, – башенки церкви в зелени, солнце рвется с полотна.
И еще об одной работе нельзя забыть, если увидишь. «Яблоки».
Целое море яблок, пронизанных светом, живых, а посередине рассеченных то ли мечом, то ли крестом, то ли солнечным лучом.
Если будете на выставке Анатолия Клименко в театре, поднимите голову, увидьте эти яблоки – не пожалеете.
Из не вошедшего в вернисаж – виды старого Симбирска. Они, как и все остальные полотна, теперь хранятся у вдовы художника Ольги Соломко, замечательного художника-костюмера нашего театра.
Евгения ВАРЮХИНА