Будет ли защищен город от повторения трагедии, произошедшей на «Арсенале», пока непонятно.

В то время как следствие устанавливает виноватых в ЧП, горожане пытаются вернуться к нормальной жизни.

Имя возможной виновницы взрывов уже названо. Это лежащая в больнице с ожогами второй степени 26-летняя Екатерина Кангина, работавшая в цехе, с которого начался пожар. Кангину допросили в больнице. По свидетельствам очевидцев, пожар начался в непосредственной близости от нее: около 15.40 в цехе раздался хлопок, а затем одежда женщины загорелась. Следственный комитет при прокуратуре сообщил о возбуждении уголовного дела по двум статьям – «халатность, повлекшая смерть двух и более лиц» и «нарушение правил обращения с предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, повлекшее смерть двух и более лиц». Всего по делу к понедельнику было допрошено около 150 человек. Впрочем, непострадавшие коллеги женщины, не скрывая, говорят о том, что в цехе по утилизации боеприпасов правила безопасности нарушали не раз, а количество сотрудников было меньше положенного. Платили не много, и в числе работавших на военном объекте было немало женщин.

Режим чрезвычайной ситуации, введенный в Заволжском районе в пятницу, вчера еще не был снят. В выходные заволжцев не раз пугали отзвуки взрывов – то детонировали неразорвавшиеся после пожара снаряды, то саперы уничтожали разлетевшиеся от взрывов снаряды. В субботу живущие у «Арсенала» цыгане рассказали нам, что возвращать в дома уехавших от взрывов женщин и детей не спешат: спасатели гарантий безопасности им не давали и советовали выждать хотя бы три дня.

Цыганский поселок, расположенный на улице с говорящим названием «Крайняя», оказался одним из самых пострадавших – стекол в его домах после взрывов практически не осталось. Но наибольшие повреждения получили здания, стоящие в непосредственной близости от места взрывов – на территории военного городка «Арсенала». Досталось и окнам многоэтажек на Верхней Террасе, расположенных фасадами к месту ЧП. Также среди самых пострадавших объектов оказались детские сады и школы на Верхней Террасе – огромные окна социальных учреждений удара взрывной волны не выдержали.

В понедельник дети не пошли в школы №14, 74, 59 и 42. Занятия были приостановлены и в педколледже №4. Детей из детсада №23, расположенного на территории военного городка «Арсенала», распределили по другим дошкольным учреждениям. Вопрос о возобновлении работы школы №14, расположенной на территории военного городка, планировалось решать отдельно.

За медицинской помощью после ЧП обратилось около 60 человек. Шестеро были госпитализированы. Погибших двое – старший мичман Владислав Панков и матрос-срочник Иван Кузнецов. Призванный из Оренбурга Кузнецов и ульяновец Владислав Панков погибли в первые минуты пожара. Панков руководил пожарной бригадой «Арсенала» и в день трагедии находился на дежурстве, поэтому первым бросился на тушение. Четыре десятка человек, числившиеся пропавшими без вести в первые часы пожара, ночью в пятницу найдены живыми – они успели укрыться в убежищах «Арсенала».

Семьям погибших из областного бюджета планируют выделить компенсации – по сто тысяч рублей. У Панкова осталась семья – жена и двое детей. Супруге погибшего обещают оказать помощь в трудоустройстве и предоставить новую квартиру. Родственникам погибших также обещают помощь в организации похорон. За телом Кузнецова в Ульяновск прибыли родители.

Проконтролировать ситуацию в Ульяновске приезжали полпред президента Григорий Рапота, главком ВМФ Владимир Высоцкий и первый заместитель министра обороны Александр Колмаков. Завтра ждут помощника президента Александра Абрамова.

Из федерального бюджета регион рассчитывает получить средства на ликвидацию последствий ЧС. Пока же деньги выделялись из резервного фонда губернатора, а на сегодня запланировано внеочередное заседание ЗСО по внесению изменений в бюджет области – выделить на устранение последствий планируется еще не менее 20 миллионов рублей.

Ульяновцы приходят в себя. После трагедии осталось недоумение: неужели в городе не существует системы оповещения о подобных ЧП? Неужели местные радио и телевидение не могли оперативно распространить официальную информацию? Ведь первые сообщения о трагедии начали появляться на федеральных каналах и основывались они на информации от самих горожан. Система смс-оповещения, примененная облправительством, тоже оказалась не лучшим выходом – из-за перегруженности сети большинству горожан сообщения приходили гораздо позже, чем нужно было.

Успокаивающие сообщения от облправительства не могут дать главного – уверенности, что трагедия не повторится. На территории «Арсенала» продолжают оставаться боеприпасы. Власти с облегчением говорят о том, что до складов с наиболее мощными из них пожар не дошел. Но по-настоящему облегченно вздохнуть город сможет, когда боеприпасов вблизи от домов не останется. Вопрос об опасном расположении «Арсенала» поднимался не раз.

По нашей информации, при просчете возможных последствий взрывов на самых масштабных – подземных – складах в зону поражения попадают Верхняя и Нижняя Террасы, дамба и новый и старый мосты. При обсуждении генпланов города, рассказывают архитекторы, предложение о выносе складов ставилось каждый раз, но и в последнем Генплане территория «Арсенала» отведена под объекты особого назначения.

Минобороны уже заявило о планах вывода не только ульяновского «Арсенала», но и других подобных объектов с территории населенных пунктов. Но когда состоится вывод? И состоится ли он вообще? Ведь возвести замену «Арсеналу» на новом месте стоит немалых средств и усилий. А предыдущие ЧП на подобных объектах в России к началу вывода складов боеприпасов из городов военных не подтолкнули, хотя взрывы случаются не так уж редко. Только в сентябре этого года горел и взрывался военный арсенал Карабаш в Челябинской области. Да и кроме «Арсенала» в Ульяновске есть опасные объекты. Те же химсклады, пожара на которых так боялись и власти, и горожане во время взрывов – ЧП на них может иметь страшные последствия.

Настоять на выводе опасных военных объектов за черту города – задача для местных властей. Причем решать ее нужно, не откладывая: пройдет некоторое время после ЧП, и расшевелить машину военного ведомства будет уже не так просто.

Горожане же пока отучаются вздрагивать от громких звуков – в субботу и воскресенье любой шум воспринимался как новые взрывы. В субботу, по официальной информации, на территории вокруг «Арсенала» было обнаружено 42 неразорвавшихся снаряда. Об обнаружении предметов, похожих на боеприпасы, необходимо немедленно сообщать по телефонам: для жителей города – 01, для всех жителей области при звонках с мобильных телефонов – 112 или 010. Найденные подозрительные предметы, конечно, при этом нельзя трогать. Гарантий того, что неразорвавшихся снарядов из «Арсенала» на территории города больше нет, еще долго не даст никто.

Лидия ПЕХТЕРЕВА