Последним по счёту прецедентом показательного отношения к памятникам нашего региона разноуровневых начальников стал снос пристанционной водонапорной башни в рабочем посёлке Майна Ульяновской области.

Охрана не спасла

Её снесли чуть более месяца назад. Сделано это было, якобы, по распоряжению руководства железной дороги, которое планировало в дальнейшем выстроить на освободившейся после ликвидации башни площади вокзал.

Снесённая башня была ровесницей рабочего посёлка: построена в год основания Майны — пристанционного населённого пункта на линии Инза-Симбирск Московско-Казанской железной дороги. Башня служила для подачи воды из близлежащего родника к паровозам, и, по данным краеведов, начала работать одновременно с пуском регулярного пассажирского и грузового железнодорожного сообщения – 28 декабря 1898 года.

Майнская (в материале предыдущего номера, посвящённом данной теме, местонахождением башни было ошибочно назван Ульяновский район) водонапорная башня, украшавшая собой районный центр одноимённого района, как уверяют местные жители, всегда была символом посёлка, со временем вокруг неё сложились легенды, связанные, в частности, с именем нашего земляка В.И. Ленина. Примечательная башня была самым высоким строением в посёлке и одним из самых старых. Кроме неё к памятникам старины этого населённого пункта можно отнести разве что здания двух казарм. Одно время, после того, как башня перестала активно использоваться по прямому назначению, местные активиста предлагали приспособить здание хозяйственной постройки для других практических нужд: устроить, например в стенах башни оригинальное заведение общепита.

Снос башни вызвал широкий общественный резонанс. Майнцы начали жаловаться во все возможные инстанции, включая областной комитет по охране культурного наследия. Как сообщает его руководитель – Шарпудин Хаутиев, водонапорная башня в Майне — сооружение давно специалистам известное. Башня включена в список памятников истории и стоит на государственной охране ещё с 1999 года. И специалисты предприятия, нуждам которого и помешал памятник, об этих фактах пре-прекрасно знали.

– Данная башня числилась ранее на балансе у Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги, в последующем объект был списан, – рассказывает председатель областного комитета по культурному наследию Шарпудин Хаутиев.

По результатам проверки, после выезда в Майну, специалисты комитета составили акт об уничтожении памятника и направили письма в прокуратуру и правоохранительные органы.

– Железнодорожники ссылаются на то, что здание было аварийное, но это не так. Башня была в хорошем состоянии, – утверждает Хаутиев.

Вопрос не рассматривается

Равноценный обмен

В данный момент по факту сноса памятника истории проводят проверку сотрудники майнского РОВД.

После завершения проверки будет ставиться вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 243 УК РФ (уничтожение и повреждение памятников культуры, подлежащих государственной охране).

– Ситуация такова, что никто не хочет брать на себя ответственность за разрушенный памятник, – признаёт руководитель комитета. – Но я думаю, что если будет возбуждено уголовное дело, то его, скорее всего, доведут до конца, так как недавно Росохранкультуры обратилось в Генпрокуратуру с заявлением о неэффективном рассмотрении уголовных дел по статье 243 УК РФ. На основании этого заявления Генпрокуратура направила во все субъекты РФ задание о проведении проверки соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия.

Максимальное наказание, которое может грозить виновному — тому, кто своей подписью дал добро на снос – лишение свободы на срок до пяти лет. Кроме того, с лица, ответственного за уничтожение и повреждение памятников культуры, подлежащих государственной охране, может быть удержан крупный денежный штраф.

Впрочем, местные власти, задним числом предложили-таки «бескровный» выход из ситуации: взять, и повесить на будущем вокзале табличку о том, что раньше там стояла башня. Комитет такой способ сохранения памяти о памятнике отверг. С точки зрения специалистов, куда более логичным было бы восстановить разрушенный объект культурного наследия.

– После того как будет установлен виновный и доказана ответственность преступника, будет ставиться вопрос о восстановлении памятника, – выражает свою точку зрения Хаутиев. – Вопрос о том, чтобы ставить табличку и выстроить новое здание некорректен, он вообще не рассматривается.

Специалисты комитета намерены ещё раз обследовать на предмет аварийности все остальные памятники, находящиеся возле железной дороги — в их число входят, например, и водонапорная башня в р.п. Кузоватово, и здание вокзала в Николаевском районе.

В немалой степени совершению процедуры дополнительной проверки способствуют покаянные просьбы железнодорожников предоставить им-таки список того, чего сносить никак не можно. Хотя, как утверждают комитетчики, подобные списки были предоставлены во все инстанции не раз.

Екатерина НОВИЦКАЯ