Как известно, искусство по-настоящему ругаться матом приходит только с умением водить машину. Если без шуток, то главный индикатор уровня культуры общества – это то, что происходит на дорогах города. Давайте честно признаем, что ульяновские дороги – это тихий ужас. Подчас даже складывается впечатление, что главная задача каждого участника движения здесь – сделать гадость другому. Например, не пропустить или грубо подрезать.

Недавно на одном из ульяновских интернет-форумов с интересом прочитал заметку о том, как парнишка впервые собирался на машине ехать в Москву. Спрашивал у других пользователей, к чему ему готовиться. «Бери бейсбольную биту», «положи молоток под сиденье», «двигайся только в правом ряду» – такие советы охотно давали ему форумчане. Вырисовывалась прямо-таки страшная картина: будто парень ехал не в столицу, а как минимум на войну.

Человек, который хотя бы пару раз ездил по Москве на машине, изрядно повеселится, прочитав эти «советы».

По своему личному автомобильному опыту знаю: ездить в этом огромном мегаполисе зачастую даже проще, чем в Ульяновске. Проще по целому ряду причин. Во-первых, потому, что к автомобилям с иногородними номерами там относятся лояльнее (водители понимают, что человеку сложно сразу «встроиться» в ритм чужого города), во-вторых, приятно удивляет потрясающая вежливость. Если вы захотите перестроиться из одного ряда в другой, то для этого вам следует просто включить поворотник. Готов биться об заклад: восемь из десяти автомобилей вас тотчас же пропустят. Кроме того, правило хорошего тона – отблагодарить водителя, который вас пропустил или уступил вам дорогу, коротким миганием «аварийки».

Моя коллега, приехавшая в Ульяновск из Москвы, была шокирована.

«У вас никого не хочется пропускать. Потому что потом благодарят единицы, словно считают, что я им что-то должна. Зверинец просто какой-то», – призналась девушка. Увы, вынужден с ней согласиться. Вежливость на ульяновских дорогах в большом дефиците. Пустить другого автомобилиста из соседнего ряда в свой – это практически подвиг. Читатели-автомобилисты меня поймут и наверняка согласятся: стоит вам включить «поворот» для перестроения, как машина сзади прибавляет скорость, чтобы не дать вам проехать. Да и пешеходов в нашем городе чаще всего пропускают лишь тогда, когда за «зеброй» маячит инспектор ДПС.

Господа! На самом деле пропустить человека на переходе совсем не сложно. Для этого надо лишь слегка отпустить педаль газа, либо немного притормозить. Взамен вы получите благодарность. Ведь, как известно, сильный – уступает, слабый – подрезает… Не может не угнетать и другое. У нас совершенно потеряно доверие к инспекторам ГИБДД. На днях сам убедился – когда в одном из районов Ульяновской области я, слегка заблудившись, решил попросить помощи у гаишника, он учинил мне целый допрос – дескать, почему я задаю такие вопросы, откуда я еду, не везу ли гашиш.

Схожая ситуация произошла и с моим другом. Стоило ему спросить совета у инспектора, как этот же сотрудник автоинспекции бросился за ним в погоню. «Когда я поинтересовался, в чем собственно, дело, гаишник ответил мол, странный Вы какой-то, почему решили именно ко мне обратиться?» рассказал приятель. История симптоматична: блюстители порядка на дорогах, похоже, уже забыли о своем истинном предназначении – обеспечивать безопасность дорожного движения, помогая автомобилистам.

Недавно мне довелось общаться с дальнобойщиком, отрекомендовавшимся «просто дядей Сашей». Обычным русским мужиком, который, как он сам признался, «университетов не заканчивал». «Понимаешь, – объяснял он мне, – нас жизни учит дорога. Водитель просто обязан помогать другому. По сути, это высшее проявление профессионализма. Ведь жизнь-то гораздо шире, чем маленькая книжица Правил дорожного движения».

В его правоте мне и самому недавно удалось убедиться. На федеральной трассе я уже собирался выйти на обгон фуры. Но ее водитель, наверное, тоже простой русский мужик, помигал левым поворотом, предупредив о том, что по встречной полосе движется машина и с маневром стоит повременить. Обогнав фуру, я мигнул в знак благодарности «аварийкой». И мы с ним, никогда не видевшие друг друга люди, все поняли без слов.

Михаил БЕЛЫЙ.